kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

Новая теория эксплуатации

Для меня есть своё понятие эксплуатации, которое я неожиданно для себя летом сформулировал. Действительно, в чем главная проблема провала теорий Маркса, Маркузе, Дреккера, Зиновьева с его человейником, Олвина Тоффлера и прочих граждан? Или они отрицают эксплуатацию, или дают в усеченном варианте. Хотя об эксплуатации говорят все, феминистки даже визжат об эксплуатации. При этом все предлагают решения и одновременно признают утопичность теорий об обществе, где всё решено, везде гармония и радость. Ряд теорий дают совсем простое решение - впаривание. Если впарить всем, что они живут в идеальном обществе, то наступит всеобща радость. При этом забывается, что впаривание и компостирование мозгов практикуется давным-давно.

С научной точки зрения решение может быть одно - объяснить эксплуатацию без дачи решения, как эту эксплуатацию ликвидировать. Действительно, зачем, объясняя, что такое рабовладение, феодализм, капитализм и прочие измы, давать в нагрузку рецепты, как, например, построить счастливое и гармоничное рабовладельческое общество? Это всё равно, что, давая дефиниции обществу сталинских ГУЛАГов и троек-трибуналов, объяснять, как его переделать в общество счастливых ГУЛАГов и счастливых чекистов. Мы даже не заметили, что в учении о построении коммунизма по сути есть идея - как построить уродство, обзываемое социализмом и диктатурой пролетариата, во имя мягонького преобразования его в общество всеобщего счастья и делового решения - само собой преобразуется, а постмодерн это тоже учение о том, как полезен жесткий капитализм, который сам собой преобразуется в прекрасное посткапиталистическое счастье. Учение же о неофеодализме это реакция на недостигнутые, сияющие вершины - вроде достигли, народ зажрался, пора меры принимать. Получаем игру в бирюльки.

Книгу я не буду писать, это издевательство. Весь марксизм, гегельянство, посткапитализм и прочие измы можно, если не лить воды, описать в нескольких страницах. Желание написать большую книгу это отрыжка от религиозных традиций - большая книга обязана вызывать уважение, психика читателя должна сломаться от сложности понимания и обилия букв. Тщательно следить за терминологией тоже не собираюсь. Раз современная терминология не может создать требуемую теорию, значит, она создана так, чтобы из неё, как кирпичей, сложить вполне конкретное здание не было возможности.

Итак, начнем с яйца. Что хочет человек в обществе - самореализоваться. Неважно, хочет ли он самореализоваться за свой или чужой счет, но хочет. Предположим, что, если он хочет самореализоваться за чужой счет, то это не совсем хорошо или совсем нехорошо. Если он хочет самореализоваться за свой счет, то это звучит привлекательнее. Идеально самореализоваться сложно, всегда есть издержки. Неминуемые издержки создают основу для эксплуатации. Психологические барьеры не позволяют найти идеальные решения. Это тоже основа эксплуатации и объяснение, почему идеологическое воспитание так привлекает власть и постоянно приводит к подтверждению известного выражения благими намерениями вымощена дорога в ад. Но для важно иное - что такое самореализоваться за свой счет?

Каждый человек имеет своё я, своё ощущения себя в мире, своих способностей. Если бы компьютер имел свою личность, эта личность рассматривала бы возможности компьютера как основу для самореализации - самореализуйся, исходя из скорости быстродействия, информации, программ для обработки информации, способности адаптировать и использовать новые программы, наращивать объем памяти и так далее. У человека мы имеем больший набор способностей - способность двигаться, работать руками, подраться или уйти от конфликта, понравиться противоположному полу, проявить выдержку или нетерпеливость и много ещё другого. За счет этих способностей он хочет что-то получить, а от чего-то отказаться или свести к минимальным издержкам. Как это назвать?

Назвать надо очень просто - человек хочет получать природную ренту от своих способностей. Человек с умелыми руками хочет заниматься более сложным трудом, чем просто стоять на конвейере, и получать за это больше денег, больше уважения от друзей, женщин, родителей. Лживый человек хочет получить ренту за своё умение врать. Киллер хочет получить ренту за своё умение убивать. Ученый жаждет ренты за своё умение делать открытия. Красотка хочет выгоднее или счастливее выйти замуж или выйти на панель и получать больше денег от клиентов. Само по себе это желание естественно ничуть не меньше желания получить большую ренту, чем набор природных способностей позволяет. Как только мы ставим именно так вопрос, как начинаем ощущать, что привычные дефиниции эксплуатации в рамки данной проблемы не укладываются. Не только по Марксу дурак и умный на конвейере эксплуатируются одинаково, хотя умного загнали на конвейер, чтобы он не конкурировал и не зарабатывал больше конкурентов, а глупый на иной труд может быть неспособным. Подлый политик это не эксплуататор, хотя он отбросил в сторону порядочных людей, то есть себе сделал выгодно, а обществу нанес убыток. Порядочные люди тоже понесли убыток, поскольку, не принеся пользы обществу, не могут претендовать на более крупное вознаграждение. Всё это называется очень просто - людям не дают возможности получить ренту от своих, природных способностей. Нарушается нормальный оборот взаимных услуг в обществе по принципу ты-мне, я-тебе.

Завтра продолжу, пока же отмечу главное - идея простая и кажется знакомой почти каждому. Но совершенно не случайно происходит увод в сторону от понимания последствий данной идеи. С точки зрения политэкономия идея неправильная, поскольку получается, что не всё деньгами измеряется. С точки зрения психологии кажется, что, раз многие хотят получить больше, чем имеют способностей, то вопрос о природной ренте для человека не существует. Хе, для человека данный вопрос не существует, когда он желает себя побольше и готов лопнуть от жадности, но ещё как существует, когда он сравнивает себя с окружающими. Получается, что это больная точка в восприятии человеком себя и окружающих. Но эту точку нельзя обойти, если вы что-то хотите получить от жизни, от себя и от окружающих.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments