Короткое предисловие
Один человек пришел к Будде и спросил: "Учитель, Бог есть?"
"Есть" - ответил Будда.
Другой человек пришел к Будде и спросил: "Учитель, Бог есть?"
"Нет" - ответил Будда.
Третий человек пришел к Будде и спросил: "Учитель, Бог есть?"
"Не знаю" - ответил Будда.
Когда третий ушел, ученики спросили: "Учитель, как ты мог? Ведь ты же сказал неправду, как минимум, двоим!"
"Почему вы так подумали?" - в свою очередь спросил Будда.
"Потому, что ты дал три совершенно разных ответа на один и тот же вопрос".
"Верно" - ответил Будду - "но дело в том, что его задавали три разных человека".
Казалось бы, при чем тут дзен-буддизм, когда речь идет о самых что ни на есть практических вещах – об устройстве материального мира? Дело в том, что, именно в дзен впервые была высказана идея: предметы материального мира не совсем то, чем они кажутся наблюдающему их человеку. Человек наблюдает не столько реальность, сколько иллюзию, создаваемую его органами чувств и воображением. И эта иллюзия, хотя и имеет некоторую связь с реальным миром, но совсем не тождественна ему.
Не думаю, что именно Александр Розов сочинил эту хрень, но он усугубил. Понятие о майе, то есть иллюзорности мира, возникло в индийской культуре более, чем 1000 лет до н.э. Дзен-буддизм - весьма молодое направление в буддизме, ему и тысячи лет нет. Уже за это можно матюгнуть. Сама же байка поражает наглостью, в которой собственную хуцпу обеляют авторитетом Будды. Будда отнюдь не призывал врать, более того, есть священные книги буддизма, в которых описаны принципы учения. Целью книг как раз является четкое закрепление информации, чтобы всякие врунишки не могли сегодня утверждать одно, а завтра другое.
Удивляет самовлюбленность авторов подобных баек. Им вечно кажется, что они не глупей Будды, Конфуция, Лаоцзы. Это какая-то несправедливость, что люди уважают старые авторитеты, а им, самовлюбленным, фимиам не курят. Байки имеют хождение, поскольку понять их куда проще, чем религии и философии прошлого. Но доходчиво ещё не значит правильно. Ложь сплошь и рядом доходчивей истины.
Европейцы увлеклись дзен-буддизмом в силу невежества, а их невежество четко связано с ограничениями их веры. В парадоксальной системе вопросов и ответов, я уже писал, главное не сами вопросы и ответы. Главное это учитель, который хочет вызвать у ученика определенное психофизическое состояние за счет поиска ответа на вопрос. Шпаргалки не помогут. Пошлют искать иной ответ. Если ученик войдет в нужное состояние, то даже как бы неправильный ответ назовут правильным.
Европейцы также не могли понять, что Абсолют или Дао это не тот Бог, который из-за горящего кустика учил Моисея - приучи евреев своё дерьмо закапывать, а то у тебя в лагере сплошная антисанитария. Такими делами занимаются более низшие сущности, Абсолют или Дао творит мир и разных Богов. Боги это заблуждения и истины людей, одержимых майей. Добрые или злые, они подобны белым облакам или черным тучам, закрывающим от людей звездное небо истины. Об этом говорится вполне откровенно, Будда не просто не обязан врать, подлаживаясь под более низкоразвитые, одержимые страстями существа. Всё это прямиком заключено в священных текстах.
Что касается дзен-буддизма, то там есть иррациональный совет - встретишь Будду, убей его! Суть проста, Будду убить невозможно. Будешь остановлен просто на уровне желания убить его. Никаких аналогов с фильмами с карате или кунфу не получится. Такие вещи надо понимать, а не мнить себя с Буддой на дружеской ноге.
В современных байках невежд и в их популярности отражается деградация нашего образования. Думать и понимать не хочется, а воображать себя равным не просто очень хочется, уже в ходу четкая установка - чур, я не глупее Будды, чур, я не глупее Конфуция, Христа, Моисея, кого угодно. Если пытаться писать байки всерьез, то получится внешне похоже, а по сути иначе.