Нередко приходится встречать рассуждения, содержащие элемент сожаления о "ненаступившем будущем". Дескать, уже XXI век на пятую часть почти прошёл; рождённые сегодня дети имеют шанс дожить до века XXII - и посмотреть, как оно там, полдень ли? Но ощущение наступившего будущего так и не пришло. Вроде бы, всё не так уж и плохо, но что-то не в порядке. Вместо яблонь, цветущих на Марсе, бабушки с вёдрами яблок у дороги - как до эпохи исторического материализма. Ожидали победы над болезнями и телепортации, а вместо этого опять откуда-то поползли исчезнувшие было тараканы. И кажется, что годы идут, а мы застряли в липком настоящем - а годы-то идут...
.....
Прогресс к нам не просто пришёл. Он нас проглотил. Сожрал нас вместе с пуговицами. Люди, которые говорят об остановке прогресса, либо обманщики, либо невежественные слепцы. Знание любой отрасли промышленности или сельского хозяйства, транспорта и строительства легко покажет значительный рост технологической вооружённости, эффективности и качества, достигнутый за последние десятилетия.
.....
Есть и третий способ объяснения наблюдаемого явления. Представляя себе будущее, к примеру, в шестидесятые годы прошлого века, мечтатели априорно исходили из убеждения, что то или иное будущее есть у них. Представление о прогрессе было одной из сторон убеждённости в возможности самоутверждения. Будущее существовало не само по себе, а как результат широкой поступи верующих в него. Воображение рисовало грядущее величие неизменно как собственность самих воображавших либо их потомков, а не как обезличенное достижение, лишённое отношения к мечтателю.
Вышло же иное. Смартфоны у нас есть, но делают их китайцы. Будущее не наступило не вообще, а непосредственно для нас. Мы живём в будущем, но не имеем в нём силы. Такое будущее не служит нашему самоутверждению, будь оно хоть сверхвысокотехнологичным и ультрапрогрессивным само по себе. Мы в этом будущем лишь приспособления для движения денежных средств - и тех не наших. Мы лишились будущего не благодаря отсутствию технического прогресса, а вследствие своего впадения в социальное ничтожество. Прогресс не остановился; он быстро пробежал мимо. За это мы его, даже, слегка ненавидим. И повторяем: "Что ваши "айфоны" дали людям?" Хотя дело ведь не в "айфонах". "Айфоны" это просто такие карманные компьютеры. Дело в том, что мы впали в ничтожество, и каждый "айфон", сотворённый чужим гением, указывает нам на это обстоятельство. Радоваться такому положению вещей трудно. Психологически для многих проще отрицать прогресс. Это кажется менее унизительным.
Дело не в том, что будущее обмануло нас и не пришло. Дело в том, что у нас нет твёрдой опоры в жизни. Опоры, которая позволила бы нам всё время чувствовать, что будущее не просто состоится, но будет нашим.
Весь текст можете прочесть по сноске. Способность видеть будущее это великая способность в одних случаях и подвластна даже идиотам в других. Например, по небу стали летать самолеты, миллионы людей безо всяких способностей увидели будущее. Форд построил с США заводы, миллионы автомобилей забегали по стране, миллионы американцев купили автомобили, стали строить себе отдельные дома в пригородах. Они увидели будущее и купили себе кусочек будущего. Нам в 60-ые стали доставаться ошметки прогресса. Пылесосы - изобретение до 1917 года, холодильники - 30-ые годы, магнитофоны - 30-ые годы. С машинами возникли проблемы - КПСС решала, что большинству иметь автомобили вредно, сходего мнения сейчас придерживается наша элитка. Зато разрешили в СССР шесть соток, ныне решили, что и это вредно.
Но способные люди и в 30-ые видели будущее как часть сегодняшнего дня - зеленые заборы цековских дач с хорошими домами внутри. Ничуть не хуже дворянских усадеб, а коляску и извозчика заменили автомобиль и личный шофер. Двадцать сталинских дач обслуживались не хуже императорских. Самолеты стали возить партфункционеров лучше поездов, да и поезда для руководства стали комфортнее.
Нынешний день принес ещё большие перемены. Усадьбы под Москвой такие, что Брежнев или Николай Второй позавидовали бы далеко не первым лицам страны. Кстати, где нормальные бассейны для царей? Нетути, а сейчас они у многих. Есть вертолетные площадки. Имел ли раньше возможность богатый купчина или губернатор Вятки слетать на выходные в Монте-Карло? Даже Демидов не имел приличного самолета для поездки зарубеж. А как насчет имений за границей? Наступило будущее, когда можно смело выбирать усадьбу под Лондоном, под Парижем или в Майами. Да, пока плохо со сверхзвуковым транспортом, поэтому виллы в Бразилии или в ЮАР не слишком популярны. Но это пока, а в будущем всё туманно, но многообещающе.
Вопрос в том, что будущее спряталось за оградами частных владений и аэродромов, спряталось за заборами разных заказников, куда раньше крестьяне шастали поохотиться и рыбку ловить. Будущее уже создало много рабочих мест в виде охранных предприятий и заводов, выпускающих заборы и охранную сигнализацию. Будущее спряталось за заборами больниц, где пересаживают разные органы и производят операции по омоложению. Нам же доступен вид на будущее в виде силиконовых див на обложках журналов и разных яхт. Много это или мало? Это очень много, если сравнивать с гнилым прошлом эпохи крепостничества, когда крестьяне видел маленьких набор дворянских усадеб, но не видел Зимний дворец или Петергоф. Это одновременно мало, поскольку Навальный показывает только те усадьбы, чьих хозяев он критикует. Масса не менее достойных усадеб остается вне поля зрения. Наконец, мы не видим красоту офшорных накоплений, акций в сейфах, красоту налогообложения, когда богатые не плачут, а честно не платят налоги согласно всем красивым и тщательно продуманным лазейкам.
Туристические поездки в космос намекают нам на развитие будущего. Разоблачение Эпштейна показало нам виллы педофилов и секстуризм Билла Клинтона. Иногда будущее врывается к нам в виде могучей тачки с мажором, врывающемся на остановку и давящем ждущих автобуса. Иногда оно кажет свой лик в виде скромных мигрантов, пристающих к женщинам. Но это далеко не всё будущее и всё настоящее. Да, мы лишние на этом празднике жизни, да, многие пытаются представить себе настоящее и будущее, а потом задаются вопросом нужно ли оно им. Это нормально, носители настоящего и будущего тоже задаются вопросом, нужны ли мы им. Но нужно уметь видеть будущее в мелочах.
Я, например, обратил внимание, что картошка в магазинах была осенью по 10 рублей за кг, а весной - 60. То есть, на хранении наварили 600% прибыли. Вот вам секрет прошлого - раньше с трудом 100% наваривали, ныне 600-700%. Мы сами оплачиваем чужое будущее, оно просто исчезает из наших карманов или не попадает в наши карманы.