kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

Из истории христианского Рима

http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1265683769
..Вер­бов­ка рекру­тов, соглас­но Веге­цию, про­во­ди­лась небреж­но и была пол­на зло­употреб­ле­ний. Неред­ко земле­вла­дель­цы отда­ва­ли в рекру­ты людей, кото­ры­ми сами тяго­ти­лись. К таким людям оче­вид­но отно­си­лись строп­ти­вые, нечи­стые на руку, боль­ные или про­сто лени­вые, но ими мог­ли быть и бун­тар­ски настро­ен­ные эле­мен­ты, вос­ста­вав­шие про­тив бес­по­щад­ной экс­плу­а­та­ции и не устра­и­вав­шие этим сво­их хозя­ев. Понят­но, что послед­ние отнюдь не спо­соб­ст­во­ва­ли укреп­ле­нию рим­ской армии.
..Уже в V в. Вален­ти­ни­ан III, быть может не без вли­я­ния труда Веге­ция, пред­при­нял попыт­ку воз­ро­дить рим­скую армию, при­звав под ее зна­ме­на мно­же­ство рекру­тов-рим­лян. Но ни эко­но­ми­че­ские усло­вия, ни глу­бо­кие изме­не­ния, про­ис­шед­шие в рим­ском обще­стве, не мог­ли под­дер­жать эту меру. Само имя «Рим­ля­нин», кото­рым Вален­ти­ни­ан III пытал­ся раз­жечь пат­рио­ти­че­ские чув­ства, воз­буж­да­ло у гос­под­ст­ву­ю­ще­го клас­са лишь нена­сыт­ную жад­ность, а для коло­нов и кре­стьян было сим­во­лом бес­по­щад­ной экс­плу­а­та­ции и угне­те­ния.
...При­нуди­тель­ный харак­тер служ­бы ни в коей мере не мог при­ми­рить с ней рим­ских граж­дан, пре­крас­но видев­ших все отри­ца­тель­ные сто­ро­ны воен­ных обя­зан­но­стей, о кото­рых выше уже гово­ри­лось. Они сопро­тив­ля­лись все­ми спо­со­ба­ми, вплоть до чле­но­вреди­тель­ства, отру­бая себе боль­шой палец руки. Осо­бен­но слу­чаи само­уве­чья рас­про­стра­ни­лись в 80-х и 90-х годах после ката­стро­фи­че­ско­го пора­же­ния рим­ской армии при Адри­а­но­по­ле. Но имен­но сей­час как нико­гда Импе­рия нуж­да­лась в новых рекру­тах, поэто­му в 381 году Фео­до­сий при­ка­зал, чтобы уве­чен­ные, несмот­ря ни на что, при­вле­ка­лись к служ­бе, а нало­го­пла­тель­щи­ки постав­ля­ли двух калек за одно­го здо­ро­во­го.

При­ме­ня­лись реши­тель­ные меры и по борь­бе с дезер­тир­ст­вом. В 368 г. Вален­ти­ни­ан при­ка­зал Вивен­цию, пре­фек­ту пре­то­рия Гал­лии, сжи­гать дезер­ти­ров зажи­во, что, одна­ко, не реша­ло про­бле­мы. Более эффек­тив­ной была систе­ма пред­у­преж­де­ния слу­ча­ев дезер­тир­ства, созда­ния усло­вий, затруд­ня­ю­щих сокры­тие бег­ле­цов. В 383 г. вме­сто дезер­ти­ра сжи­га­ли акто­ра, укрыв­ше­го его в име­нии без ведо­ма гос­по­ди­на. В рескрип­те Гра­ци­а­на, Вален­ти­ни­а­на и Фео­до­сия от 380 г. рабу, выдав­ше­му сол­да­та-дезер­ти­ра, пре­до­став­ля­ли сво­бо­ду. Земле­вла­де­лец за сокры­тие одно­го дезер­ти­ра обя­зы­вал­ся выста­вить трех новых рекру­тов. Чтобы облег­чить про­цесс поим­ки и опо­зна­ния дезер­ти­ров, рекру­там ста­ви­ли клей­мо.

...К кон­цу IV в. пра­ви­тель­ство начи­на­ет огра­ни­чи­вать при­ви­ле­гии вете­ра­нов и исче­за­ют сведе­ния о наслед­ст­вен­но­сти воен­ной служ­бы. По-види­мо­му, на рубе­же IV и V вв. в систе­ме ком­плек­то­ва­ния рим­ской армии про­ис­хо­дит реши­тель­ная пере­ори­ен­та­ция с внут­рен­них источ­ни­ков полу­че­ния сол­дат­ско­го мате­ри­а­ла на внеш­ние. На откуп­ные день­ги, полу­ча­е­мые с земле­вла­дель­цев, пра­ви­тель­ство пред­по­чи­та­ет наби­рать наем­ни­ков из вар­ва­ров, кото­рым были чуж­ды внут­рен­ние соци­аль­ные кон­флик­ты Импе­рии. При­чем, начи­ная с IV в., в армию ста­ли уси­лен­но при­вле­кать­ся вар­ва­ры наи­бо­лее диких пле­мен, жив­ших за пре­де­ла­ми Импе­рии. Чем более вар­вар­ский состав имел отряд, тем выше счи­та­лась его бое­вая цен­ность.
...Одна­ко пра­ви­тель­ство не удо­вле­тво­ря­лось одни­ми вар­ва­ра­ми-доб­ро­воль­ца­ми, так как кро­ме них к воен­ной служ­бе при­вле­ка­лись вар­ва­ры из чис­ла воен­но­плен­ных и люди, сдав­ши­е­ся на волю рим­ско­го пра­ви­тель­ства, жерт­вы меж­пле­мен­ных войн или внут­рен­ней враж­ды. Широ­ко рас­про­стра­нен­ной прак­ти­кой было воз­ло­же­ние на побеж­ден­ные пле­ме­на обя­за­тель­ства постав­лять моло­дых людей для служ­бы в армии. Эти обя­за­тель­ства пле­ме­на выпол­ня­ли или еже­год­но или отку­па­лись за один раз.

Не менее рас­про­стра­нен­ной была систе­ма вар­вар­ских воен­ных посе­ле­ний, соглас­но кото­рой пра­ви­тель­ство раз­ре­ша­ло, а порой и при­нуж­да­ло, вар­вар­ские пле­ме­на селить­ся на рим­ской терри­то­рии и им выде­ля­лась зем­ля, кото­рую они обя­за­ны были защи­щать и постав­лять рекру­тов в рим­скую армию. На гер­ман­ской гра­ни­це в Гал­лии такие вар­вар­ские посе­лен­цы назы­ва­лись «лета­ми», в дру­гих рай­о­нах Импе­рии — «инкви­ли­на­ми» или «ген­ти­лами». По сво­е­му юриди­че­ско­му поло­же­нию леты были подоб­ны кре­стья­нам-арен­да­то­рам. Как и коло­ны, они были при­вя­за­ны к зем­ле и не мог­ли ни покидать её, ни рас­ши­рять без ведо­ма импе­ра­то­ра.


Нам обычно описывают Древний Рим как республику, а потом как империю со многими нормами республиканских свобод. В армию идут свободные люди свободной страны сперва по призыву, затем появляется наемная армия из свободных людей. Но параллельно христианизации нарастают типичные особенности феодального общества, которое по сути было более рабским, чем прежнее общество. В Древней Греции и в классическом Древнем Риме количество рабов не превышало 20-30%. Призыв в армию считался долгом и доблестью. Продолжительность службы не превращалась в пожизненное рабство. Ветераны получали земельные наделы. Потом началось тотальное развитие рабовладельческих отношений, которые стыдливо называют феодализацией. Даже солдат из варваров норовят превратить в рабов, хотя варваров стали использовать именно за статус свободных. Всё равно удержаться не могли. Более того, из условий службы понятна причина роста численности римского плебса. Не плебс решил провести некую культурную революцию в стиле хиппи, мол, занимайся любовью, а не войнами. Службу удлинили, а это означало, что большинство солдат как российские трудящиеся не имели достаточно шансов дожить до пенсии, вдобавок, ветеранам выдавали непригодные для земледелия земли, и ничто не гарантировало, что их дети не станут рабами крупного рабовладельца. Плебсу некуда было уехать из столицы и нечем заняться. Причем, официальное принятие христианства Диоклетианом только усилило рабовладельчесткие традиции римской армии и общества. Повторюсь, эту рабовладельческую хрень принято называть феодализацией и смягчением рабовладельческих нравов. Тем самым камуфлируются процессы развала древнеримской империи.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments