kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

Рим и евреи

https://eleven.co.il/diaspora/communities/13523/
Это, кстати, электронная, еврейская энциклопедия.

Правители из династии Хасмонеев отправляли свои дипломатические миссии в Рим также в 146, 139 и 133 гг. до н. э.; видимо, в это время там проживало некоторое число евреев. В 139 г. до н. э. претор Гиспан издал декрет об изгнании из Рима всех евреев, не имевших римского гражданства.

Понятно, что граждан Рима не изгоняли. Закон касался понаехов, но само появление закона говорит о том, что Рим манил евреев не хуже Нью-Йорка с Барйтон-бич.

В 59 г. до н. э. Марк Туллий Цицерон говорил о том, что евреи заполняют римские суды (см. Римская литература). Еврейское население Рима увеличилось в эпоху правления Юлия Цезаря, который считал евреев одним из элементов, связующих Римское государство, и освободил их от ряда ограничений, обязательных для других представителей чужих культов.

Понятно, без евреев рассматривать общественную жизнь Рима это давать неполную картину. Переход от республики к имперскому строю сопровождался привилегиями для евреев, но не указано, за какие заслуги.

Первые императоры в целом хорошо относились к евреям, но бывали и исключения: например, в 19 г. Тиберий по совету своего любимца, префекта преторианцев Сеяна, распорядился закрыть синагоги и отправить четыре тысячи молодых евреев на военную службу на острове Сардиния; в 30 г. или 31 г. после казни Сеяна им разрешили вернуться, а синагоги вновь были открыты.

Не указано, не была ли вызвана позиция Сеяна стремлением евреев уклониться от воинской службы. Явление весьма нам знакомое по истории взаимоотношений светских евреев и ортодоксов в Израиле.

В 49 г. император Клавдий распорядился изгнать некоторое число евреев из-за их частых столкновений с христианами, однако им тоже вскоре разрешили вернуться.

Ага, христианство появилось и развилось в совместном сосуществовании с евреями, включая конфликты и жалобы друг на друга императорам. Идея, будто раннее христианство развивалось независимо от иудеев не выдерживает критики.

Еврейское население Рима не пострадало во время Иудейской войны, его численность значительно увеличилась за счет евреев, взятых в плен Титом. Его отец, император Веспасиан, обложил евреев особым налогом в пользу храма Юпитера Капитолийского (так называемый fiscus judaicus — `еврейский налог`; см. Налоги); этот налог особенно жестко взимали во время правления императора Домициана (81–96), из-за чего часть евреев Рима отошла от иудаизма. До того, как христианство стало господствующей религией в Римской империи (325), евреи пользовались религиозной свободой (в Риме было около 12 синагог, во 2 в. работала иешива, которую основал танна Маттия бен Хереш), но образовать единую еврейскую общину в Риме власти не разрешали. По некоторым источникам, в 1–3 вв. в Риме проживало 40 тысяч евреев, но эта цифра, видимо, преувеличена; по другим сведениям их было 20–30 тысяч.

Снова повторюсь, рассматривать историю Древнего Рима, если учесть указанные факты, без вопроса о влиянии еврейской общины это искажение реальности.

Иудаизм был популярен в Риме не только среди евреев, его принимали многие жители города, в том числе представители верхов римского общества (Сатурния, жена сенатора Сатурния; Флавий Клемент, двоюродный брат императора Домициана; иудействующей была Поппея, жена императора Нерона).

Остается предположить, что дети Нерона и многих патрициев были евреями. Это не могло не отразиться на нравах римской элиты.

В годы правления императора Константина I (306–337), принявшего христианство, евреи, как и язычники, стали гражданами второго сорта, им были запрещены браки с христианами. В многочисленных декретах римским евреям запрещалось заниматься работорговлей. В 387 г. в Риме произошел погром, была разрушена синагога. Положение евреев значительно улучшилось в короткий период правления Юлиана Отступника (361–363), проводившего антихристианскую политику, но после его смерти все антиеврейские декреты снова вступили в силу.

Итак, загнивание Рима шло на фоне роста антисемитских настроений, религиозных склок между евреями, христианами и язычниками. Понятно, что обвинение в работорговле было частью обвинений евреев в избыточной жестокости.

Когда король Теодорих (493–526) образовал остготское государство в Италии, он даровал евреям ряд привилегий, приравнивавших их к остготам и римлянам. Во время массовых волнений, поводом для которых послужили казни рабов, убивших своих хозяев-евреев, король защитил еврейских жителей Рима.

Рим пал, но антисемитские настроения сохранились среди рабов, которых имели евреи. Опять-таки, раз восстание избирательно, то евреев обвиняли в особой жестокости. И тут видна роль варваров, вторгшихся в Италию, - они стали защитниками евреев от антисемитизма.

Интересно, что из этой статьи, равно как из статьи об антисемитских законах Андриана исключили упоминание о запрете евреям нанимать домашнюю прислугу из граждан иных конфессий, то есть о том, что сделал позднее Гитлер, поскольку считал данную практику источником разврата - совращение прислуги, склонению к работе в борделях у родственников нанимателя и так далее. Причем исключили совсем недавно. Данный запрет также говорит о том, что евреи жили в Риме весьма зажиточно. Смотрел дней пять назад - ещё было. Впрочем, сроки падения нравов римской элиты с данными еврейской энциклопедии о начале смешения старой римской элиты с евреями совпадают. В любом случае, мы видим шарахание римской политики от покровительствования евреям к ненависти к евреям и обратно. Христиане то мирятся с евреями и сотрудничают, то конфликтуют.

К сожалению, электронная еврейская энциклопедия обходит стороной вопрос о христианском терроризме. Когда горел Рим, первая реакция населения, если верить Светонию, была проста - подожгли христиане. Только серьезная и непонятно чья агитация убедила римлян, что Рим поджег сам Нерон, который, кстати, в то время был женат на еврейке Поппее. Весьма любвеобильная и склонная к мокрушничеству дама. Смотрим вики - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D0%BF%D0%B5%D1%8F_%D0%A1%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Также еврейская энциклопедия обходит стороной вопрос о связи попыток запретить евреям заниматься работорговлей с более поздним запретом принуждения рабынь к проституции. Вопрос любопытен с учетом пропаганды нашего времени и отношением либеральной общественности к гомосексуализму и проституции.

В целом надо признать, что мирного сосуществования конфессий и высокой нравственности поведения на этапе разложения Древнего Рима не было. С данным фактом согласны все историки, независимо от того, упоминают они о евреях или нет.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments