В государственном космическом научно-производственном центре им. Хруничева прошло совещание по вопросу реструктуризации штрафов со стороны заказчиков под председательством вице-премьера Юрия Борисова и с участием руководителя «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина. По данным газеты «Ведомости», если Минобороны России будет подавать иски к участникам космической промышленности, то им могут выписать штрафов на сумму 150–300 млрд руб.
На совещании обсуждалась возможность поправок в законодательство, чтобы защитить интересы предприятий при исполнении контрактов в условиях санкций. Благодаря поправкам возможно будет избежать штрафов в случае задержки программ импортозамещения.
Как утверждает газета, сейчас рассматривается несколько крупных исков. 27 сентября поступил иск к ракетно-космической корпорации «Энергия», а 15 ноября — иск на 2,1 млрд руб. к ракетно космическому центру «Прогресс». По данным «Ведомостей», есть риск подачи иска к Научно-производственному объединению им. Лавочкина. Компания в 2019 году должна была обеспечить запуск первого из пяти спутников радиолокационного дистанционного зондирования Земли типа «Аракс» в полностью импортозамещенном варианте.
Есть большая вероятность, что будут какие-то нормативно-правовые послабления, рассказывает источник издания. По его мнению, загонять предприятия в долговую яму неправильно, однако нужно быть осторожным, так как послабления могут захотеть и другие организации.
Сразу вспомнилась диссертация Медведева в период перестройки - приравнять госпредприятия к частным лавочкам, позволить им раззорять и покупать друг друга. Чисто формально Минобороны России имеет право выкручивать руки производителям, раззорять их штрафами. Дальше надо дать право Минобороны России купить все эти предприятия за долги. Последствия понятны - полный погром отрасли. Дикий капитализм дает именно такой эффект - раззорили, купили, потом поняли, что сами созданных условий контракта не выдержали бы. На госпредприятиях меняют менеджеров за провалы. Например, можно сменить Рогозина и Юрия Борисова.
После строительства космодрома Восточный уже посадили в тюрьмы 58 человек и хотят посадить ещё. Получается, что для строительства подбирали жуликов. Рогозин уже посадил достаточно много людей в Роскосмосе. Что дальше? Предполагается коллективная ответственность в стиле - вы нанимаетесь преподавать физику в институт, в столовой студентов накормили яишницей из просроченных яиц, отравления, скандал, вы должны быть наказаны. Вам снижают зарплату, вы идете работать в другой институт. Это абсолютно нормальная логика - владелец частной лавочки заключил не тот контракт, суд, иск, лавочка закрывается, продавцы и грузчики ищут новое место работы. Владелец наказан серьезнее - деньги такому банк не ссудит, в долг работать на него не будут, короче, новую лавочку открыть будет сложно, если откроет, будет внимательно следить за подписываемыми контрактами и, например, откажется работать с Минобороны России.
Насчет зондирования понятно. Так случилось, что последний российский радиолокационный спутник дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) «Кондор» перестал работать еще в 2015 году. Наши новаторы поставили перед собой задачу: разработать бортовой радиолокационный комплекс «ЭЛИК». До космических высот пока не поднялись, а вот на высоте полета самолетов его испытали, и весьма успешно. https://kosarex.livejournal.com/3927682.html Оказалось, что Марийский государственный университет и РТИ имени Минца не всесильны. Заменить НПО имени Лавочкина и воссоздать технологии 70-ых-80-ых годов прошлого века в полном объеме не могут. Смотрим Википедию -
Проект по созданию спутника видовой разведки, призванный заменить спутники серии «Неман», был начат в НПО Лавочкина в 1977 году. В 1983 году проект был одобрен, первый старт планировался в 1987 году. Основной проблемой оставалось производство зеркала для телескопа, так как подобных изделий советская промышленность еще не производила. С распадом СССР проект был остановлен до 1997 года из-за отсутствия финансирования[1].
Большая масса космического аппарата (около 7500 кг) потребовала разработки специальной модификации разгонного блока, получившего название ДМ-5[1].
Первый аппарат был запущен 6 июня 1997 и получил обозначение «Космос-2344». Сразу после выведения на орбиту отказала одна из двух батарей аппарата. Из-за этого операторам приходилось постоянно включать и отключать систему обогрева при входе аппарата в зону тени Земли для экономии ресурса оставшейся батареи. Через четыре месяца после запуска, в октябре 1997 операторы забыли отключить обогреватели, что привело к полному разряду батареи. Связь с аппаратом была потеряна[1].
Второй аппарат запущен 25 июля 2002 года и получил обозначение «Космос-2392». Параметры расчетной орбиты составляли: высота 1500х1835.6 км, наклонение 63,44°, период обращения 119.7 мин. Весной 2003 года использовался для наблюдения за вторжением США в Ирак. Аппарат прекратил работу летом 2003 из-за потери герметичности приборного отсека.
Планировалось построить третий аппарат из частей, оставшихся от испытательных прототипов, однако в итоге он не был построен.
Стоимость одного КА Аракс около 100 млн рублей (в 5 раз больше КА Неман) Срок функционирования на орбите около трёх лет.
Аппарат оснащался телескопом с зеркалом диаметром 1,5 м, произведенным санкт-петербургской компанией ЛОМО.[
Понятно - чудовищное отставание от американцев в сфере космической разведки. Жуткие провалы в системе управления, батареи отказывают, автоматика включения и выключения батарей отсутствует, срок службы 3 года - попросту смехотворен, в реальности срок службы только год. Сам проект опирался на могучие возможности 1977-1983 гг. Тогда было возможно обеспечить герметичность приборного отсека и даже таймер поставить, чтобы автоматически включать и выключать обогрев приборов спутника. Ныне говорят об импортозамещении того, что производилось у нас в СССР.
В принципе нельзя работать в таких условиях - в 1987 году закрыли проект, гуляй, Ваня, ты нам не нужен. Через десять лет - Ваня, работай, но сделай всё подешевле и срочно. Далее шесть лет работы (1997-2003 годы) и снова гуляй Ваня, слишком дорого до ума доводить, ты нам не нужен. Где-то в 2012-2015 гг. снова - Ваня, вкалывай, срочно гони импортозамещение, даешь спутник в 2015 гг. В 2019 году истерика - Ваня, где спутник? Марийский университет тебя не смог заместить, раззорю штрафами. В Вики издевательское пояснение - хотели сделать третий аппарат из частей, оставшихся от испытательных прототипов. Видимо, частей не хватило. В 2003 году об этом помнили, через десять лет забыли. Наладить производство частей тоже забыли, рабочие и инженеры прошлых лет на пенсии и в могилах, пора спутник усовершенствовать, всё-таки мировые технологии развиваются, надо и у нас развивать. Но при таком отношении к людям как к механизмам ничего нельзя сделать. Принцип-то понятен - включил, выключил, отправил на склад пылиться, взял человека со склада, снова включил, снова выключил, зарплату забыл поднять, потом впомнил, что человек как деталь на складе в зарплате не нуждается.
Потрясает сумма - около 100 миллионов рублей за один Аракс, это по курсу 2012 года порядка трех миллионов баксов. По нынешнему курсу меньше полутора. Сразу видно, что это не финансирование, а издевательство. Сбацай на коленке за 15 тыс. рублей зарплаты. Зато штрафы хотят миллиардные. Заодно грозят штрафами в сотни миллиардов. Это реакция психопата.
Писал давно про мнение достаточно умного человека - импортозамещение сорвется, не тот менеджмент, не тот менталитет. Тут мы видим другую связь руководства и традиций закупки за границей. Если вас включают и выключают, то вам один выход - перевалить процесс на заграницу, пусть там включаются, произведут и продадут, затем выключатся до нового контракта.
З.Ы. Мне прислали по поводу данной статьи -
Основной позор там в самом факте наличия гермоотсека. Который будет неизбежно подтекать, и для которого 3 года - более-меннее нормальный срок. Американцы, с 80-х научились делать теплоотвод в условиях вакуума, проблемы утечек автоматически решились, срок службы возрос до 10-15 лет
Мой ответ - там позора много. Гермоотсек ещё частности - станция Мир годами работала в режиме гермоотсека, космонавты на орбите живут в условиях гермоотсека. Так что, само утверждение, что три года это нормальный срок в условиях гермоотсека тоже часть позора. Но за три лимона баксов спутник в 7,5 тонн с уникальной аппаратурой это наглость в стиле - сбацай из старых деталей, которые почему-то в дело не пошли. Ну, давайте экономить, пойдем на свалку, соберем выброшенные керосинки, автозапчасти, поломаные радиоприемники, сбацаем спутники в ближайшем гараже.