Данный обмен мнениями под сноской снова заставил прийти к известной теме. Японский трудоголизм подобен корейскому, китайскому и вьетнамскому. Суть его сводится к необходимости интенсивно работать шесть дней в неделю часиков 10-12 всю жизнь. Последствия понятны, если посмотреть на российских и других военных - формируется личность с недостаточным количеством информации о как бы посторонних вещах. Вдобавок, эта личность не имеет времени на обслуживание себя. Идеальное место проживание - комната в общежитии со столовой, работающей круглосуточно. Идеальное решение проблем личной жизни - наличие денег на проституток по вызову или жены, чья задача сводится к полному освобождению от забот по дому. Если речь идет о женском труде, то схожий вариант - мальчики по вызову или муж, который готовит, стирает, убирает, воспитывает детей в стиле - мать наработалась, не лезьте к ней со своими проблемами, я её сейчас трахну, чтобы избавить от сексуальной озабоченности, потом пусть спит, пожрет утром и бежит на работу, о вашем, детки, существовании напомню ей вечером в субботу, а лучше в воскресенье.
Рабочие на заводах Форда работали приблизительно также. Вкалывай, не имей сил на семью, пока не выспишься в ночь с субботы на воскресенье. В воскресенье отдых - воспитание детей, работа по дому, что-нибудь починишь, например, кран сменишь, в церковь сходишь, попросишь Господа дать силы для повышения производительности труда на производстве, дрова поколешь, забор починишь, поешь и баиньки. Надо выспаться. Но всё это опирается на мораль - женщины работают по дому, девица, которая работает на заводе и не выходит замуж, чтобы не работать на заводе, увольняется принудительно. Частный домик у рабочего должен быть в комплекте с автомобилем, чтобы не перенапрягался тряской в трамвае или метро на большие расстояния. Японцы, давящиеся в токийском метро утром и вечером, уже ненормально. Японцы, за которых не рвутся японки замуж, поскольку он работает на Мицубиси и не обеспечит ей сладкую жизнь мамаши, которая заботится только о муже и детях, но не работает секретаршей, уже ненормально.
Тут я обязан вернуться к своей старой теории о том, что капитализм возник и развился за счет эксплуатации старой феодальной морали как простого народа, так и эксплуатации в Европе идеологии среднего класса и протестантских общин. Как только капитализм слишком успешно разрушает эту мораль, начинаются проблемы. Разрушили идеологию большой семьи, где дедушки и бабушки помогали жене сына по хозяйству и воспитывали детей, получили проблемы. Создали свободную женщину, для которой приятней работать секретаршей и спать то с начальством, то с приятелями по посещению баров, получили проблемы. Создали мужчину, которого жена может шантажировать угрозой измен, развода, алиментов, просто трепать нервы, получили проблемы. Даже общественный транспорт - уже проблема для философии трудоголизма. Вдобавок, философия трудоголизма опирается на идею упертости личности, которая предпочтет сдохнуть на производстве, а не пойти искать работу получше, например, полицейского, чиновника, продавца. На это есть мотивация - платят больше, счет в банке растет, деньги достанутся своим детям, а полицейскому или чиновнику платят мало, продавцы не воруют, поэтому бедны.
Трудоголизм подразумевает работу для избранных, людей с особым здоровьем, на ряде должностей людей с особым умом, притягательных для женщин, с надежной семьей. Представьте себе конвейер, где надо нанимать не только здоровых, но и слабых здоровьем, КБ, где работают умные инженеры вместе с тупыми, а нагрузка на всех одна. Трудоголизм это система, которая, если начинает сбоить, проблемы возникают везде. Не только падает количество желающих работать на конвейере, падает пресловутая креативность в КБ, падает широта взглядов начальства, наиболее подходящие для трудоголизма ищут иные сферы применения или психологически слабеют. Они уже не горды работой и собой в жизни, они уже смотрят на владельцев производств как на жадин и эксплуататоров.
Когда Генри Форд попытался в Великую депрессию понизить зарплаты и выгнать часть рабочих, именно на его предприятиях начался особо активный бунт. Нервы у рабочих уже были на пределе из-за сверхнапряженного труда. Схожие проблемы дает офисный трудоголизм. Если американец после увольнения из офиса не нашел работу в течении двух-трех месяцев, он попадает в список сомнительных работников. Он видел и ощутил свободу выспаться утром, потерял привычку робеть перед начальством, увидел, что многие имеют свободное время, а получают больше. Пускай, например, торгует на улице. Самое страшное это обман нанимателя - написал, что не работал в офисе год, а сам этот год подрабатывал грузчиком и ощутил простоту жизни, погрузил, разгрузил, получил деньги и никому ничего не обязан.
В Японии мы уже имеем последствия трудоголизма. Качество труда падает, очень часто в японских филиалах за границей работают качественнее, чем в Японии. Количество эффективных инноваций падает. Обладатели прошлых заслуг и люди в возрасте в офисах вознаграждаются правом поспать на работе сверх обычного сна после обеда. Вера в тяжелый труд как путь к успеху большей частью исчезла. Верность фирме многих тяготит. У слишком многих нет нормальной личной жизни. Экономика Японии буксует, с рождаемостью проблемы. Японский национализм уже не стимулирует наблюдательность и активность, а отупляет. Зато в Южной Корее, КНР и Вьетнаме пока ещё действует частично идеология деревенской жизни и деревенских ценностей, поэтому там пока подъем.
Впрочем, ничуть не меньше проблем мы имеем с американским трудоголизмом. Трудоголизм негров 19-го века исчез в неизвестном направлении. Ныне нанимают мексиканцев с их деревенским трудоголизмом. Белый трудоголизм чахнет под напором еврейской политкорректности. Страна занимается импортом мозгов. Образование детей тоже требует идеологии трудоголизма, учеба это труд. В США проблемы - дети учатся недостаточно интенсивно и не хотят. Они же родились в семьях, где упорно учились, а получили фигу вместо денег. Все верят, что диплом поможет в жизни, но мало кто верит, что упорная учеба обязательно вознаградится высокой зарплатой. Эту взаимосвязь у нас стараются замалчивать, поскольку у нас тоже самое, только в более худшем варианте. Трудоголизм родителей в учебе не был вознагражден, получите новое поколение в виде инстинктивно не желающих думать или думающих только о деньгах.
Конечно, Китай настигнут те же самые проблемы. Точнее, уже начали настигать. Но там пока инженеры получают больше рабочих. На Тайване уже не так. Не могу сказать точно про Южную Корею, но там проблемы будут лет через десять. Везде проблемы рождаемости и личной жизни. С рождаемостью понятно - женщины уже не те. С личной жизнью трудоголизм тоже связан. Если самка не может получить от самца нужные ей материальные блага, социальный статус, восхищение подруг, то она переключается на удовлетворение иных, чисто сексуальных потребностей. Поведение самца должно её притягивать и возбуждать, а умение притягивать женщин очень плохо сочетается с трудоголизмом и работой ума, который не направлен на развлечение женщин и их сексуальное возбуждение. У трудоголика сил нет дарить женщинам иллюзии. Им нужны веселые разгильдяи, желательно с небольшими гипнотическими способностями, чтобы возбуждение возникло. Им не нужны трудоголики. Трудоголики - для семейной жизни с соответствующей зарплатой. Там подойдет как идеал трудолюбивый подкаблучник с затюканными как у деревенской, покорной лошаденки глазами. Пускай вкалывает и измены прощает. Современные женщины превращаются в идеальный инструмент для понижения производительности труда и уничтожения мотивации к креативности, пока речь не заходит о возможности урвать особо большие деньги.
Короче, капиталистическое общество само создало себе проблемы и усугубило их цветущим либерализмом и политкорректностью. Через какое-то время придется вырабатывать иные правила морали, но это потом. Пока тренды не остановить. Пока идет процесс отупления элитки из-за отупления общества в целом.