kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

О древних колесницах и современных открытиях

https://zen.yandex.ru/media/yakladoiskatel/na-urale-naidena-samaia-drevniaia-kolesnica-5e00dd7432335400ac0c2d0c
Пресловутая самая древняя колесница была найдена в 1972-76 гг. Автор поместил картинку с датами раскопок, но забыл об этом сообщить. Смотрим -

Сейчас я вам сообщу сенсацию - ещё в 70-ые годы прошлого века и раньше люди знали о цивилизации колесниц и скорости распространения её по Евразии. Вопрос о приоритетах колечниц древних египтян отпадает. Сама же форма найденной колесницы говорит о её достаточном совершенстве, то есть должны были быть более ранние. Колесницы в Приуралье и Зауралье были достаточно распространенным ширпотребом, поскольку обилие орудий из мышьяковистой бронзы и их дешевизна позволяли легко заниматься деревообработкой.

Не надо путать боевые колесницы с примитивными повозками, которые тянули волы. Эти повозки появились на несколько тысяч лет раньше, порядка семи тысяч лет назад, задолго до разных египетских и шумерских пирамид. Эти повозки тесно связаны с разными земледельческими культурами от нынешней Румынии до Индии включительно.

Продолжу сенсации. Сенсация первая - археологи сплошь и рядом чего-то не знают, если ляпнут ошибку, историки потом десятилетиями повторяют, а публицисты могут повторять столетиями. Сенсация вторая - на второй картинке мы видим приспособления, напоминающие хомут. Они свидетельствуют о способности гнуть дерево.

Любой крестьянин 19-го века вам скажет, что дерево гнут под нагрузкой и паром от котла или котелка. Вопрос в том, что археологи это не знают и не умеют. Точно также в древности многие народы это не знали и не умели, поэтому начинали делать колесницы без хомута, используя только упряжь из ремней.

Термин боевая колесница применительно к племенам Приуралья и Зауралья весьма коварен. Если вы не собираетесь везти большой груз, а просто намылились в гости с подарками и без, колесница - самое оно. Арбу здорово трясет, быстро ехать сложно, а ноги пружинят. На показанной колеснице вы проедете километров пять с ветерком, и даже можете жену рядом поставить. Аналогично в России зимой использовались как большие сани для перевозки грузов, так и легкие возки. В гости и на рынок за покупками часто ездили в возке - быстро и удобно. Промчался, купил бутыль самогона, баранью ногу, поболтал с друзьями и помчался дальше.

Вопрос о невозможности ездить верхом в эпоху колесниц - темный лес для археологов. Ляпнут и повторяют. Был и даже сейчас существует такой народ - литовцы. В средние века они ловили диких лошадей тарпанов для пополнения легкой конницы. Для тяжелой конницы тарпаны не подходили, а для легкой вполне. Тезис о невозможности использовать раньше диких лошадей после приручения для верховой езды безграмотен. Вопрос стоял иначе - до изобретения седла и стремян, а также полноценной узды вместо недоуздка верховая езда создавала проблемы при стрельбе из лука. На это накладывалась проблема доместикации. Небольшие животные отличаются часто беспомощностью, поэтому одомашнивание кабана привело на Руси к выпасу мелких особей. По схожим причинам возникла каспийская порода лошадей размером с пони. Тележку тянут, верхом везти человека трудно, зато не агрессивны, корма много не надо, копыта как при верховой езде не стираются. Доместикация привела к созданию разных пород лошадей разных размеров. Даже надо знать, что верховая езда привела до изобретения и широкого распространения подков к попытке иметь породу лошадей с особо крепкими копытами.

Пока не были изобретены качественные седла, стремяна и уздечки боевые колесницы обеспечивали их владельцам успех на поле боя. Две лошади тащили колесницу на большее расстояние с хорошей скоростью, стрельба из лука велась точнее, контроль над лошадьми был выше. Племена Приуралья очень быстро захватили территории с открытыми пространствами от Урала до Венгрии и юга Германии, от Урала до Средней Азии и далее Индии с саваннами в долине Инда, от Урала до Алтая и Хакассии, от Урала через Казахстан до Синьцзяна включительно и далее вплоть до Маньчжурии. Где-то эти племена смешивались с местным населением, где-то не смешивались.

Египтяне и ряд иных народов заимствовали у приехавших племен также технику боя для своей аристократии. Обычно колесница имела команду из двух человек - стрелок из лука и помощник с щитом, прикрывавшим стрелка от стрел противника. Колесницы позволяли подъезжать и отъезжать от пехоты противника, противник получал большую порцию стрел и обычно нес огромные потери. Обычно это заканчивалось бегством или сдачей в плен.

Позднее пытались ввести разные новшества. Увеличивали команду колесницы, использовали копья для ближнего боя, прикрепляли мечи к колесницы, особенно к колесам для поражения пехоты. Могли увеличить количество лошадей в упряжке до четырех. Всё было хорошо, пока развитие верховой езды и навыков пехоты для борьбы с колесницами не заставило от них отказаться. Колесницы стали использовать исключительно для мирных поездок.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments