kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Китайский инжиниринг - есть или нет

Действительно, есть области, где китайский инжиниринг налицо. Купили российские сушки, стали улучшать. При всех заимствованиях Тяньгун 1 и 2 имеют иные габарита, чем утопленная станция Мир. Китайские скоростные поезда другими странами не производятся, нужен именно китайский инжиниринг. Есть целый ряд китайских достижений, для которых явно требовался китайский инжиниринг. Но это не значит, что китайские инженеры везде хороши, а китайская продукция обладает качествами, говорящими об успешном китайском инжиниринге.

Вот тут надо присмотреться повнимательнее. Плохая китайская продукция это плохой инжиниринг? Как-то переводил профобучение по ремонту считывающего штрихкоды оборудования. Среди прочего удивился, а потом понял логику тайваньского производства. Эта логика заимствована на Западе - изделие нудно улучшают по мелочам, чтобы покупатель был вынужден тратиться на обновление оборудования. Эту логику мы постоянно наблюдаем в работе американской Майкрософт. Штрихкоды начали считывать после того, как Майкрософт успела нас достать игрой в обновления. И до Майкрософт подобных жуликов хватало. Иной пример, ещё в 60-ые на Западе развернули производство машин, которые выходят из строя за несколько лет, поскольку именно так планировалось. Пресловутые советские жигули это заимствование из Италии. Там рассчитали, какой толщины должно быть днище машины, чтобы через несколько лет оно прогнило, выгоднее стало бы купить новую машину, чем вечно сваривать и пересваривать дырки в днище.

Китайцы эту логику давно усвоили. Причем китайская жадность часто ведет к откровенным казусам. Недаром США и Европа ввели внешний аудит китайской продукции. Зато в КНР и в РФ такое не практикуют. В итоге в США и Европе неконтрабандная китайская продукция отличного качества, зато в РФ и КНР часто плохая. Китайские кроссовки просто чудо китайского, дурного инжиниринга. Китайцы могут производить для РФ хорошие кроссовки, но сами не хотят и их российские торговые партнеры тоже не хотят! Поэтому китайские кроссовки разваливаются за год из-за нашего прохладного климата, а с учетом китайской жары они запланированы развалиться за полгода. Данная проблема у меня среди прочего хорошо описана в воспоминаниях Цветочек аленький. Есть на проза.ру. Один жижист возмутился неремонтноспособностью ряда китайских автомобилей. Я подозреваю, что именно так планировалось. Если на дешевый велосипед поставлены дисковые тормоза, то это дешевая заманиловка. Китайцы освоили великолепно производство джинс, которые гарантировано износятся за пару месяцев. Гарантировано! Наша торговля сейчас массово закупает китайские пальто и куртки с заведомо плохой молнией. Уверен, что это взаимная договоренность. Наши торгаши рады ради оборота впаривать бедным барахло. Все хорошо, но есть заведомо плохая мелочь, а в ателье вставить хорошую молнию это платить за работу цену самой куртки. Вам это не напоминает продажу автомобилей, когда в новом автомобиле сознательно создают мелкую неисправность, чтобы клиент вернулся назад и заплатил за ремонт? Я с подобной мелочью столкнулся, когда сопровождал приятеля, купившего новый автомобиль. Из бака новенькой машины полился бензин на дорогу. Приехали в Барвиху, посмотрели, а в автоцентре сознательно один из шлангов отсоединили. Мы заново подсоединили, обошли без возвращения для ремонта. Вот и решайте потом, когда мы сталкиваемся с плохим инжинирингом, когда с контролируемой и сознательной халтурой.

Интересно, что сами китайцы очень хорошо понимают, кто халтурит сознательно, кто сознательно высоко держит марку качества своей продукции, а кто неспособен на хороший инжиниринг. Хорошие производители создают в КНР пулы и бренды, в пулы не пускают посторонний, бренды дают только своим. Но в магазинах сплошь и рядом всё в одной куче. Узнать ситуацию без конкретного знания производства тех или иных товаров вы не можете. Например, я знаю, что на рынках торгуют фарфором не от эксклюзивных производителей из Цзиндэчжэня. Вроде марка из того же города, а не та, принадлежит мелким и крупным производителям, которых эксклюзивные производители в свои ряды не пускают. Знаю, поскольку мне об этом сказал торгаш, жаловался, что их производителям не дали право на истинный бренд Цзиндэчжэня. Но это я раскрутил человека на признание, а многие вроде дружат, но раскрутить не умеют.

Логика китайской халтуры и китайская эмоциональность часто их подводят. Например, китайцы в Венесуэле пробурили пару скважин, нефти не нашли и зацементировали. За это их Чавес погнал вон, пришлось более высоким китайцам навешать своим нефтяникам люлей и упросить Чавеса китайцам вернуться. Низкая ремонтоспособность ряда китайских автомобилей из той же оперы. Переусердствовали, пока люлей не получат, нормальный инжиниринг не сделают.

Хороший инжиниринг требует традиций и школы инженеров в КБ и на производстве. Хорошо совпало, у китайцев хороший инжиниринг скоростных поездов. Зато в самолетостроении хватает проблем. Ещё не сложились соответствующие школы и традиции инжиниринга в самолетостроении. Хотя ряд удачных типов самолетов удалось расширить.

В целом китайцы очень долго опирались на советскую систему догоняющего развития. Поднимут одну отрасль, сбавят обороты и капиталовложения и займутся другой. Например, в начале 90-ых, опираясь на советские технологии, резко подняли китайское тракторостроение, но потом не стали гнаться за уровнем фирмы Джон Дир. Сейчас не знаю, поставили они себе задачу догнать знаменитую фирму по качеству или по-прежнему 25 лет по сути топчутся на месте, ограничиваясь незначительными улучшениями. Понятно, что только отдельные производители вроде Хуавэй работают в южнокорейском стиле, когда борьба за создание более продвинутой продукции начинается с момента экспериментального производства "старой". Одни доводят до ума спроектированное и в массовое производство запускают, другие занимаются проектированием нового. Советская экономика пыталась вечно совместить движение вперед с пенкоснимательством. В итоге отсталые производства постоянно сосуществовали с передовыми. В китайской экономике тоже отсталые производства сосуществуют с передовыми. Сознательная халтура сосуществует с халтурой от неспособности производить хорошую продукцию.

Китайская халтура способна привести в бешенство не только иностранцев, но и самих китайцев. Пресловутая борьба за качество носит в КНР поэтапный характер, отсюда сосуществование продукции разного качества в магазинах ещё долгое время. Другая проблема это неправильное отношение китайцев к брендам. Они видят, что западные фирмы наваривают на брендах огромные сверхприбыли и воспринимают качество и бренды как повод к жуткому взвинчиванию цен. В реале бренды возникли как гарантии покупателям качества, а не высокой цены. Хороший пекарь печет хорошие булки не для поднятия цены раз в пять, а для гарантии сбыта при практически одинаковых ценах. Китайцам такое ещё нужно понять, а они упёртые, понимают с трудом. Им ещё долго придется поднимать качество товаров и качество инжиниринга.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments