kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Почему меня некоторые таланты побаиваются

Чтобы меня боятся, ещё надо быть достаточно уважаемым мной человеком. Прочитал оду Киссинджеру. Его карьера весьма примечательна. Но речь в статье Бориса Тененбаума о его ранних годах. https://proza.ru/2020/02/19/95 Борис - ныне пенсионер, он - интеллектуал, весьма уважаем в американской общине. Испугался моей скромной рецензии и срочно удалил. Вот она - Вспоминаю известную хохму - Why did the chicken cross the road? Понятно - the sense of history needs sense of humour. Здесь всё понятно. Почему цыплята перешли дорогу? - известная шутка, по Канту они перешли по одним причинам, по Спинозе по другим и так далее. Разные варианты дают разный список философов, включая Фому Аквинского, а нефилосовский ответ прост - чтобы попасть на другую сторону дороги. Дальше тоже понятно, смысл истории и чувство истории на английском одно и тоже, но смысл юмора это нонсенс, надо переводить как чувство юмора. Получается - смысл истории требует чувства юмора. Это к вопросу о концовке заметки -

Работа, представленная Генри Киссинджером для получения им ученой степени бакалавра, первой в цепочке «бакалавр-магистр-доктор», вошла в Гарварде в легенду.
Во-первых, в ней было 383 страницы — и в результате в университете было введено новое правило, «Правило Киссинджера», которое устанавливало верхний предел диссертаций бакалавров обьемом втрое ниже.
Во-вторых, работа Киссинджера начиналась с утверждения, что тезис Декарта «Мыслю, следовательно существую» не так уж и необходим — после чего начиналось обсуждение идей Канта, Сократа, Арнольда Тойнби, ну в разделе, посвященном поэзии, кое-что из Гомера и Данте.
А называлoсь все это коротко:
«Смысл Истории«.


Насчет таких как Киссинджер встает маленький вопрос. У нас есть гениальный экономист Дмитрий Медведев. Почему им не зачитываются и его не цитируют? У нас есть наногений Чубайс. Почему его книга История приватизации в России не стала настольной книгой всех историков и экономистов? Тоже самое можно сказать про Луначарского и массу иных гениев всех времен и народов. Ленина мы не можем игнорировать как практика, на чьей совести миллионы жизней. Но это не признак научной или философской зрелости, скорее наоборот. Мир полон, так сказать, гениев, которых не читают.

Я уверен, что для своих Киссинджер безмерно умен и безмерно очарователен. Не для своих безусловно умен, но не столь очарователен. Однако, если бы я сейчас был бы преподавателем соответствующей дисциплины, мне бы студент такую дипломную работу не принес, поскольку при выборе темы я бы заметил, что развитие истории это маленький и последний из нам известных отрезок эволюции жизни на Земле. Сперва поговорим об эволюции, потом об истории как её части. Какие преподаватели, такие студенты. Какие потом карьеры у студентов, такие потом легенды об их жизни.

Истинный взлет в карьере Киссинджера начался с покровительства Сайруса Вэнса ещё до того, как Сайрус стал секретарем Госбезопасности при Картере. Киссинджера потянули на самый верх, дали ему китайское направление и СССР впридачу, чтобы немного уравновесить Бзежинского. Последний был настолько ястребом, что имел проблемы в международных контактах. Надо признать, что, если бы Сайрус Вэнс не потянул бы наверх Киссинджера, мы бы сейчас имели меньше легенд о его гениальности, хотя на уме Киссинджера меньшее количество легенд никак бы не отразилось. Нам же из-за обилия легенд остается только гадать, почему Киссинджера всё равно не шибко много читают, а специализированные читатели больше думают о несоответствии американских обещаний американским поступкам, а не о поиске вечных истин.

Про себя скажу просто - не стремлюсь читать, поскольку Кант, Сократ, Гомер и Данте в эволюции ничего не смыслили. Тойнби смыслил в истории, но именно поэтому концепцию смысла истории как эволюции не создал. На данную тему хорошо написал Тейяр де Шарден. С ним можно поспорить насчет точки Омега, конце истории как слиянии человечества с Богом, но это прямое следствие его веры, обязан был считать именно так и точка. В великую силу чувства юмора как средства познания верую, в большинстве случаев лучше рассмеяться на пятой странице, чем писать Талмуд в пятьсот страниц.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments