kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Category:

День рождения Пушкина

Пушкин создал литературный русский, а не русский. На русском говорили, но Пушкин показал, что без разных высокопарных, старых, церковнославянских и калек с латыни можно писать красиво, умно, понятно, эмоционально. Оставалось только разинуть рот и сказать - разве так было разрешено? Кстати, Шекспир писал ещё проще. Но после него ещё долго не начинался взлет английской литературы, а Пушкин повезло - после него писали великие авторы. Но процесс начался ещё при Пушкине. При нем писал великий Гоголь, при нем делал первые шаги в поэзии великий Лермонтов. Все четко исходили из идеи - можно не заниматься бессмысленным словоукрашательством. Получится лучше.

Пушкин стоит в стороне от большинства писателей своей энциклопедичностью. Всё у него было - поэзия, драма, проза, русские сказки. Претензии могут принимать его предшественники - не осмелились говорить нормальным языком, не застолбили территорию, не подали пример. Пушкин был аристократичен в своих литературных произведениях. Имение давало доход и независимость, права дворянина позволяли многое сказать, традиция переписывать его стихотворения делала его неуязвимым. Игры НИколая Первого были понятны - надо было уважать традиции.

Не надо думать, что Пушкин создавал чисто русскую литературу. Он создавал дворянскую, европеизированную литературу. Истинно русская литература была уничтожена церковью с помощью реформ Никона. Недаром Пушкин с таким интересом отнесся к русским сказкам, не случайно этнографы через сорок лет после Пушкина нашли на Псковщине пшик. Сказки были уничтожены. Всем Аринам Родионовнам отбили память и заставили забыть или сжечь книги, из которых они черпали остатки запрещенной ещё Никоном русском литературы. Были попытки возрождения, но сил народных не хватило. Был Ершов с Коньком-Горбунком, был непризнанный и презрительно отторгаемый Кольцов. Восторжествовал дворянский новодел, сплошь и рядом более далекий от старых традиций, чем произведения Пушкина.

Были ещё попытки. Было народное в Гоголе и драматурге Островском. Пытался косить под русского Лесков, но получался лубок. Был Есенин. Гоголь даже разбудил Булгакова и Набокова, но всё равно прямая связь между русскими былинами, а по сути рассказами, оказалась недостаточно сильной. Победа европейской, нерусской литературы это братья Стругацкие. Попробуйте отличить произведения этих двух русскоязычных евреев от польскоязычного еврея Лема и не поймете. Возьмите эту троицу и сравните с американскими фантастами. Уже не важно, кто там в США еврей, кто англосаксон, а кто ирландец или немец по происхождению. Всё одно, всё интернационально, поскольку американезированно, всё лишено русского начала. Импульс русского в литературе, данный Пушкиным, прекратился. Хотя лубок существует.

Сейчас, если кто-то попробует деамериканезироваться и деевропеизироваться, он рискует, что его в отместку обзовут подражателем, хотя для американцев это может выглядеть крайне оригинальным и ценным. Всевозможные шуточки над Пушкиным это только попытка скрыть не деруссификацию литературы, а дебилизацию литературы.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments