kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Category:

О сакалибах

https://politika-v-rashke.ru/as-sakaliba-slavyane-v-islamskom-mire/
Впервые термин зафиксирован у придворного поэта ал-Ахталя ( 640-710 гг.) в поэме, написанной в конце VII века, где упоминаются «златокудрые сакалибы», в связи с войнами с Византией.

Ибн Фахдлан именует сакалиба неких «светлых тюрок» живущих западнее Киева, а также волжских булгар, правителю которых «малику ас-сакалиба» он просит прислать исламских богословов для миссионерской деятельности.

Поэтому, в широком смысле, сакалиба это и славяне, и тюрки, и угры – все те, кто живет на севере и имеет светлые волосы, но при этом не является скандинавом, которых ибн Фадлан четко отличает от сакалиба и именует ар-руси.
Отечественные исследователи не склонны видеть славян,в сакалиба, настаивая на широкой трактовке понятия, международные же соглашаются с тем, что термин неоднозначен, но обычно речь идет, все-таки, о славянах, если в контексте не явно читаются иные народы.


Очень интересная трактовка, поскольку живущие западнее Киева светловолосые тюрки буквально через век, если судить по Повести временных лет оказываются славянами-древлянами. Именно они убили князя Игоря за жадность при сборе дани и вызвали месть княгини Ольги. Кстати, арабы говорят о сакалибах, но нигде их не называют тюрками. Не менее интересна трактовка о сакалибах, как о светловолосых тюрках в Булгарии. Местный хан считался их повелителем. Одна загвоздка - сельскохозяйственное население от Дона до Урала в то время относилось к именьковской культуре, которая имеет славянские признаки. Другое дело, что отюреченные, то есть говорящие на татарском языке сакалибы после разгрома Волжской Булгарии бежали в Нижегородскую область и ныне известны как татары, среди которых масса блондинов. Но это можно объяснить более, чем четырьмя веками отюречивания в Волжской Булгарии до прихода Батыя.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B0
Истахри называл саклабами светлых тюрок, как и Гарнати[уточнить], Гардизи, славян он называл — славийа, написав, что они жили западнее Киева, русы — в Киеве, а Арсания — севернее Киева. С сакалиба арабы иногда ассоциировали волжских булгар. Об этом свидетельствует рукопись Ибн Фадлана, которая представляет собой путевые заметки секретаря посольства повелителя правоверных к правителю Волжской Булгарии[1]. Само посольство, как пишет Ибн Фадлан, было предпринято в ответ на письмо аль-Хасана сына Балтавара, царя Булгарии к халифу Багдада ал-Муктадиру (908—932 гг.), в котором он просит его о присылке к нему (людей) из тех, кто научил бы его вере, преподал бы ему законы ислама (1.461). Посольство состоялось в 922 году. В своей рукописи Ибн Фадлан многократно именует правителя Волжской Булгарии — малик ас-сакалиба. Основываясь на том, что впоследствии термином сакалиба именовались все невольники из восточной и юго-восточной Европы, вывозимые в исламские страны, и несмотря на разделение понятий славянин (славийа) и саклаб, русские историки романовской эпохи не различали эти два разных термина. Некоторые исследователи подменяют понятия «саклаб» и «славиа», игнорируя тот факт, что арабы называли саклабами, наряду со славянами, и волжских булгар, и куманов, и других светловолосых тюрок и угров.

Тем не менее «неславянская» интерпретация понятия сакалиба была принята далеко не всеми специалистами. В вышедшем в 1946 году комментированном издании сообщения Ибрахима Ибн Йа’куба о славянских странах польский учёный Т. Ковальский писал, что «хотя мы не можем закрывать глаза на тот факт, что сакалиб, сакалиба означают у арабских авторов также различные неславянские народы, все же по большей части и как правило это название соответствует нашим понятиям „славянин, славяне“» [с. 55-56]. Шесть лет спустя мнение Ковальского поддержал и развил его соотечественник Т. Левицкий, посвятивший немало работ анализу сведений о сакалиба в произведениях восточных авторов. «Каждый исследователь-востоковед, интересующийся анализом арабских источников по истории Европы», — писал он, — «хорошо знает, что термин сакалиба и связанные с ним формы означают у ранних арабских авторов (VIII—X вв.) исключительно славян. <…> Только позднее, причем лишь у некоторых, по большей части второразрядных, арабских авторов понятие сакалиба распространяется на иные светловолосые народы Северной и Восточной Европы». На основании этих выводов Левицкий сформулировал следующее правило, которое, по его мнению, действует как для географических описаний народа сакалиба, так и для переселенцев и невольников-сакалиба в мусульманском мире: «… под сакалиба я буду разуметь исключительно настоящих славян, не считая лишь те случаи, в которых контекст явно исключает такую идентификацию».

В 1953 году, всего через год после появления процитированной выше статьи Левицкого, с новой интерпретацией названия сакалиба выступил И. Грбек. Новизну труда Грбека в значительной степени определило то, что его статья «Славяне на службе у Фатимидов» — первое и до настоящего времени практически единственное серьёзное исследование по истории невольников-сакалибов в Северной Африке. В остальном концепция Грбека представляет собой сочетание идей Дози и Ама-ри. Соглашаясь с Дози в том, что на службе у кордовских халифов состояли псевдо-славяне [с. 544, 551], Грбек одновременно считал, что в Фатимидское государство доставлялись настоящие славяне с Балканского полуострова, привозимые венецианскими работорговцами или арабскими пиратами [с. 550—551]. При этом африканские и андалусские сакалиба существовали в полной изоляции одни от других, ибо торговые связи между Андалусией и Магрибом были крайне незначительны по причине вражды между кордовскими Омейядами и Фатимидами [с. 552][2].


Вот мы видим - псевдо славяне в Андалусии и Магрибе, общение невозможно, словно купцы не шастали туда-сюда. Это всё напоминает обычное враньё по политическим мотивам. Не могли некие светловолосые тюрки к западу от Киева шустро за сто лет превратиться в древлян. Вдобавок, когда в 735 году арабское войско дошло до Средней Волги, оно раззорило массу селений сакалибов, оседлых земледельцев. А именьковская культура одинакова от Дона до Урала.

Далее мы имеем совсем красочное вранье -
Арабские слова саклаб, сиклаб, саклаби и т. д. являются искажёнными заимствованиями из среднегреческого языка: «склавоc», по-гречески σκλάβος — то ли славянин, то ли раб (этимология греческого слова до сих пор спорна и, вероятно, изменялась в течение всего греко-римско-византийского периода). Здесь следует отметить, что слово «саклаб» имеет значение и в тюркском языке и означает «сохранить». Видимо, во времена тюркского владычества Оттоманской империи саклабами называли сдавшихся вражеских воинов, желающих сохранить свою жизнь, или лиц, принявших правление завоевателей с целью сохранить своё имущество от разорения[источник не указан 264 дня].

Абу Сулейман Дауд в начале XIV века использует термины «склабы» и «саклабы»[3].


Понятно, что, познакомившись со словом славяне, арабы стали искажать четкий термин сакалибы. Но мы чуем, что слово изначально распадается на два - корень саки и суффикс либ. Термин саки обозначает сарматов, которых ныне срочно записывают в тюрки, чтобы дать казахам присвоить славянскую культуру и скифско-сарматское ремесло. Сарматы же имеют тенденцию при рассмотрении более поздних источников оказываться южнославянским населением. Чудесные трансформации затрагивают разных славян. Донские хазары и ираноязычные народы быстро превращаются в славян-вятичей и берендеев, кубанские ираноязычные народы оказываются предками запорожских казаков, которые упорно не хотели считать себя ираноязычными или тюрками. Дагестанские скифы исчезают в небытиё, зато после покорения Астраханского ханства экспедиция от войска Ивана Грозного обнаруживает на Тереке русскоязычное казачество.

Мнение Абу Сулеймана Дауда в начале 14-го века это не мнение современника. Термин в 7-8 вв. звучал именно сакалибы. Причем, поскольку византийцы вечно обманывали нанятые для войны с арабами славянские племена, они начали массово перебегать на сторону арабов. Вот вам и русские горы в Сирии, не очень-то разделяли понятия рус, славянин и сакалиб в те времена, когда даже самые лютые норманисты ещё не обнаруживают на Руси скандинавов. Просто страшное слово саки очень расширяет географию славянских и протославянских племен. Они, о ужас, появились на этих землях намного раньше хазар как иудеев и тюрок. Арабы просто не знали, что через 1500 лет слово сакалибы станет звучать крайне неполиткорректно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment