
Гузель Яхина одарена правительственной премией за роман Зулейха открывает глаза. Сам Мишустин гордо выпятил живот на снимке. Павел Кухмиров, он же Хайле Растафари решил покритиковать это примитивное произведение, которое читать тоскливо любому мало-мальски культурному человеку. https://haile-rastafari.livejournal.com/207459.html
Кстати, бывают очень сильные несовпадения между качеством экранизации и исходным романом. Отсюда страсти вокруг экранизаций Мастера и Маргариты, Войны и мира, Тараса Бульбы и так далее. Но страстей вокруг произведений Яхиной, если их можно, приняв стакан, назвать произведениями, реакции не вызвали и не вызовут у российского читателя. Критики, пресса, драки у Соловьева, скандалы у Малахова - иное дело. Покричат, морды набьют и забудут. Никакой Мишустин не поможет.
Павел Кухмиров может сколько угодно заниматься литературной критикой, писатель и читатель давно обижены системой. Сотни тысяч людей столкнулись с тем, что их оскорбляют как писателей, миллионы - как читателей. Первыми взбеленились либералы, достаточно вспомнить, как они наехали на Алексиевич. Подоплека понятна - у Алексиевич денег куры не клюют, а нам на водку не хватает. Конечно, виноваты русские, например, журнал Ольшанского Русская жизнь с отличными гонорарами для нерусских авторов закрылся из-за нехватки читателей.
Писателей можно разделять на много категорий. Например, печатали, но их кинули издательства с гонорарами. Категория ниже - даже не захотели бесплатно печатать, потом кинули с распространением изданий. Категория ещё ниже - замалчивают, крутят счетчики в сторону уменьшения. Причем везде так - с песнями, музыкой, картинами. Логика понятно - вдруг неконтролируемая личность станет известна и приобретет авторитет.
С читателями проще. Они пытаются сравнить рекламируемые произведения с классикой и впадают в уныние. Они пытаются сравнить произведения с современными и замалчиваемыми и тоже впадают в уныние. Они ныне читают меньше и утратили способность восторгаться халтурой, как в 80-ые, доперестроечные годы.
Читателей ещё можно было бы победить в стиле гром и натиск. Беда в том, что читатели часто по совместительству писатели, а тут упертость неизбежна. Я могу абсолютно не заморачиваться проблемой разницы моих взглядов и других писателей. Все обозлены на издательскую политику, всем надоел грабеж, всем надоело замалчивание. Поэтому никто закрывать глаза на недостатки произведений обеспеченных писателей не собирается, надрываться с надеждой, что встретит нечто оригинальное, тоже не будет. В национальных землячествах тоже самое. Одни кормлены, другие голодные, сытый голодного не разумеет, а голодный давно научился платить той же монетой.
А что такого? Не только к Гузель Яхиной можно применить нормальные литературные критерии. Понятно, до Шекспира или Пушкина не дотягивает, даже до уровня Чингиза Айтматова далеко не дотягивает. Тогда зачем читать и волноваться? Волноваться можно только по поводу того, что у неё есть деньги, а у нас нет, хотя некоторые пишут лучше Яхиной. Общественный резонанс оказался смазанным. Насчет статьи Павла Кухмирова можно сказать прямо - даже с привлечением Мишустина разрушить страну или собрать страну с помощью Зулейхиад невозможно. Яхина для обиженных это не вытянувшая счастливый лотерейный билет бумагомарательница, а сучка, жирующая за счет подавления и замалчивания обиженных. Писала бы на уровне Набокова, простили бы и восторгались бы. Бумагу, как она, марать могут сотни и тысячи, а с помощью хорошего редактора даже сотни тысяч. Павел Кухмиров не прав - никакого поджигания страны Яхина не сможет устроить. Она даже море не подожжет, хотя что такое Белое или Каспийское море в сравнении с нашей страной? Так, синее пятнышко на карте.
Вон, Алексиевич Нобелевку дали, а эффект? По мнению Нобелевского комитета мы после этого должны были читать, рыдать и биться в истерике. А она даже из родной Белоруссии может исторгнуть только смех сквозь слезы, хотя пишет профессиональнее Яхиной.