kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

Александр Грин - что хорошо для детей, часто плохо для взрослых

Пишу что-нибудь, срочно кто-то сам лезет или получает команду полезть и поспорить со мной. Расчет понятен - вдруг этот кто-то авторитет. Ну, что тут сказать пожилому татарину https://postmodernism.livejournal.com/2270919.html ? Пост имеет все признаки надувательства, от серьезной проблеме уходит в сторону.

Я согласен с таким определением. Бóльшая часть творческого наследия Грина это более, а зачастую менее удачное подражание Эдгару По. Наверное, не напиши он «Алые паруса», мы — «массовый читатель» — не знали бы о таком писателе, как не знаем о сотнях достаточно талантливых его современников. Но «Алые паруса» — произведение уникальное, может быть, и вечное, и оно тянет за собой и «Бегущую по волнам», и «Блистающий мир», и десятки других его произведений...

Истина в том, что большая часть творчества Грина, которая дала ему славу и любовь женщин, содержавших его, ныне не публикуется в силу примитивности и художественной несостоятельности. Также не публикуются его эсеровские прокламации, вышибавшие слезы из читателей с 4 классами образования. Так что поговорим насчет Алых парусов.

Мы, советские дети 1970-х, жили словно бы окутанные алыми парусами. Для наших родителей одним из символов оттепели был фильм по этой повести с Анастасией Вертинской и Василием Лановым в главных ролях, они слушали рок-оперу «Алые паруса», в газете «Комсомольская правда» первым делом искали полосу «Алый парус»; когановская пиратская бригантина подымала именно алые паруса... И книга Грина была у них всегда рядом — ею лечились, укреплялись, черпали из нее силы.

Меня она с того самого детства раздражала, но и притягивала. И я часто ее перечитывал, злясь на себя, на автора, на родителей. Но магия, или, как нынче принято говорить, химия, не отпускала. И вот после сорока лет пребывания на Земле, написав кучу, как я считаю, беспощадно-честных книг, нигде не отступив от правды жизни, мне захотелось создать нечто подобное «Алым парусам». И я понимаю, как это сложно, почти невозможно.


Дешевый посыл - в прошлом социализм Брежнева и алые паруса были нераздельны, мы лечились книгой Грина, черпали из неё силы. Не было так, а производство лапши не останавливалось.

Загадочный художник Андрей Платонов, писавший то ли утопии, то ли антиутопии (даже его «Котлован» не так однозначен, как его трактовали в годы перестройки и по традиции трактуют и нынче), был строгим большевиком (хотя с его партийностью до сих пор много неясного) в критике и публицистике. В рецензии на одну из посмертных книг Грина он писал о развязке «Алых парусов», перед тем несколько раз напомнив, что Грэй богат и может позволить себе «бесцельно путешествовать по морям», так:

«Уйдя на корабле в открытое море своего взаимного двойного одиночества, Грэй и Ассоль, в сущности, не открывают нам секрета человеческого счастья, — автор оставляет его за горизонтом океана, куда отбыли влюбленные, и на этом повесть заканчивается. Повторяем, что на самом деле, в истинном значении, свое счастье Грэй и Ассоль могли бы обрести лишь в каком-то конкретном отношении к людям из деревни Каперны, но они поступили иначе — они оставили народ одиноким на берегу. Если Грэй и особенно Ассоль представляют собой, как хотел этого автор, ценные человеческие характеры, то их действия порочны. По замыслу Грина, Ассоль и Грэй — люди особого, лучшего качества; в них есть высшая, страстная поэтическая сила, почти неприсущая прочим людям. Но какое значение имеет эта их сила для действительности? И еще вопрос: покинув Каперну, некое все же реальное место мира, где родилась и выросла во всем своем своеобразии Ассоль, — спрашивается, не расточат ли влюбленные свое счастье в самое краткое время, поскольку у них для этого счастья теперь ничего не осталось, кроме собственного сердца и одиночества?


Боже мой, Грей и Ассоль это отрыв от народа. Поэтому их действия порочны. На самом деле задается порочное направление для дискуссии. Автор подключается -

Наверное, именно то, что заметил Платонов, раздражало меня в «Алых парусах». Подростком я не мог сформулировать, но чувствовал, что развязка «порочна». Да, земляки травили Ассоль, да, она была в Каперне чужой, но... Именно — но: но что ждет Ассоль и Грэя дальше, без народа? Ассоль станет богачкой и забудет о прошлой своей жизни, как о страшном сне? У нее появятся слуги, она начнет отдавать приказы?.. Многие писатели любят ставить точку там, где вроде бы должно начаться самое важное...

Как интересно! Чем именно занимались герои Жюль Верна и Джека Лондона, как не отрывом от народа? Они плыли вокруг света, они покоряли Аляску и острова Тихого океана. Мы и сами не против оторваться от народа с рюкзаком, на байдарке, сесть на самолет и полежать на нерусском тропическом пляже. Некоторые эмигрируют, то есть отрываются ещё больше от народа. Честно говоря, кого ещё подростком корёжило белое безмолвие Джека Лондона или тропическое одиночество Таинственного острова отрывом от народа? Думаю, что практически никого. Кого корежило, что предки казаков отрывались от народа и шли на Дон? Кого корежит отъезд программиста в Силиконовую долину?

Честно говоря, воспринимать столь придурочный текст как приглашение к серьезной дискуссии нельзя. Если пожилому татарину из Набережных Челнов нравятся такие тексты, это его проблема.

Александр Грин писал тексты для юношей и девушек лет 13-14. Путать с литературой для взрослых не стоит как не стоит путать сражения на шпагах для детей с перестрелкой из автоматов и пушек на войне армий. Условная деревня Каперна, парусник в эпоху пароходов, капитан Грей как пример романтического прошлого, которому уже нет места в жизни 20-ых годов прошлого века. Всё, кончились парусники и паруса белого цвета, остались только для убогих рыбачьих лодок. Почему бы юной девушки не вообразить себя рядом с капитаном, ведь это весьма условно, на деле ей 13, корабль плывет в прекрасное далеко? Почему бы мальчику в 13 не вообразить себя храбрым капитаном, хоть пиратом в далеких морях, хоть первооткрывателем уже известных островов? Плохо, когда всё это предлагается более взрослым, обязанным знать многое не о парусниках, а о простой реальности века электричества и теплоходов.

Юность и детство несут в себе качества часто неприемлимые для взрослых, а у молодежи неприемлимые качества уравновешиваются иными. Ну, не знают девушки и юноши, что капитан это перевозчик грузов по четким маршрутам, обязанный давать прибыль судовладельцам. Пусть мечтают, придет время выбирать профессию, они уже повзрослеют, посмотрят на жизнь трезвее. Пока пускай интересуются миром за границами родной деревни, полезно, энтузиазм поможет, хотя бы географию выучат.

Катастрофа наступает, когда не наступает взросление. Основная идея Алых парусов проста - если очень хочется, твоё желание заставит хоть одного человека выполнить его. Основная феминисткая идея была проста - разводись смело с мужем, если очень хочешь, обязательно найдется мужчина, который полюбит тебя с ребенком. Взрослых женщин 20-35 лет заставляли думать именно как Ассоль. Если захочу, мне дадут, мне обеспечат. Хочу юного миллионера, послушного как пудель на поводке, полного желания сделать мне всё и больше, мне жизнь обеспечит, ведь я действительно хочу. Миллионы перезрелых Ассоль это национальное бедствие. Они ещё смеют возмущаться, когда их считают дурами. А мы, повзрослевшие мужчины, обязаны знать, что большинство выходящих замуж за капитанов женщин совсем не Ассоль, мысли о деньгах капитана, об изменах, пока муж в плавании, о лжи, о паразитизме. Иные просто не выдержат и разведутся. Образ Ассоль лжив, поскольку года через два она будет смотреть на мир иначе. Выбор будет жесток - или поймет, что ей не место на капитанском мостике рядом с Греем, или полезет в авантюру и жестоко разочаруется.


Ассоль в брюках, в чиновной машине ещё более страшное бедствие. Раз он хочет, подчиненные обеспечат что угодно, удвоение ВВП, капитализацию всего и вся, цифровую экономику. Мечтательным Ассоль вроде Порошенко и Зеленского захотелось романтизма - сбацать правильную, украинскую нацию, поскольку раньше народ был каким-то неправильным. Раз они очень хотят, всё будет по ихнему. Ассоль с миллиардами в кармане брюк думает очень просто - купил футбольный клуб, быть клубу чемпионом, купил политиков, политики всё сделают. Страна помчится вперед как Ё-мобиль Прохорова.

Смешение возрастов коварно. - Не знаю, насколько книги Грина популярны у нынешних подростков, да и людей примерно моего возраста. Кажется, не очень. Да, устали от разводок в стиле Грина - желай больше, твоя воля покорит пространство, всё тебе принесут на блюдечке с голубой каемочкой. Тринадцать лет - прекрасный возраст, но не менее прекрасно быть способным посмотреть на себя в 13 с некоторой иронией. Даже с высоты образования в 10-11 классов стоит посмотреть критически и не брать себя в 13 лет за образец себя в 17. В наше время Грин стал ещё более детским писателем. Он какой-то недоросток после Чехова или Булгакова, после Набокова или Джека Лондона с Мартиным Иденым. Раньше можно было читать в 13, теперь лучше в 11 лет. Если раньше великовозрастные Ассоли вызывали снисходительную улыбку, то теперь раздражение - взрослеть не хотят, хотят сесть на шею. Цитированный критик как раз из этой породы - в суть проблемы не смотрит, а сесть на шею хочет. Тут уж не только шутить хочется, но и повести плечами, чтобы слетел и понял своё место.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments