kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

Долганы - путешествия русских в Сибирь до Ивана Грозного и после


В основном мы знаем путешествия в Мангазею на лодках волоком через Ямал и далее в устья рек Пур и Таз. Конечно, ездили торговать также вверх по Оби. До нас дошли военные походы новгородцев. Первый поход через Ямал и далее вверх по Оби датируется 11 веком. Вопрос в том, что торговые путешествия не фиксировались в летописях, а они были. Англичане, приплывшие в устье Северной Двины при Иване Грозном, позднее голландцы не просто фиксировали подобные походы, а отмечали их обилие. Торговали со всем побережьем до Ямала включительно и далее через Ямал до Мангазеи и непонятно, насколько далеко. Вроде, как до Енисея и дальше добирались. Для иностранцев поддерживали мнение, что путешествие вокруг Ямала невозможно. Тем не менее, в 1619 году запретили поморам не только плавание в Мангазею, где уже установили царскую администрацию, запретили в принципе приближаться к Ямалу с запада. Всю торговлю с Сибирью полагалось вести через Верхнюю Туру, городок на Среднем Урале. Полный контроль и никакой самодеятельности. Понятно, что через реку Собь и далее по рекам Коми много контрабандой не провезешь. Более южный проход по Северной Сосьве контролировал гарнизон в Березово. Торговля резко упала, поскольку товар надо было везти вверх по Оби, а из Туруханья стали везти товар потом вверх по Енисею. На экспорте соболя запрет особо не отразился, легкий товар, на остальном значительно отразился. Цены поднялись на всё привозное - муку, мед, железные изделия, ткани и так далее. Частично потом это компенсировалось развитием земледелия и разных ремесел в Южной Сибири.

Причем здесь долганы? Многие из них считали себя русскими, даже когда забыли их потомки русский язык, а забывать язык они должны были начать именно после запрета морского пути в Сибирь в 1619 году. Более того, у русских в Сибири хватало союзных и враждебных племен, причем дружеские племена могли составлять часть деревни в стиле - половина русские, половина туземцы, но всё равно относили друг к другу как к разным племенам. Были случаи смешения, но тогда всё равно определялись иначе. Сходство найдем только на Аляске в селении Нинильчик рядом с Анкориджем, где ещё до американцев была русская фактория.

Нинильчик образовалось как смешанное население для отставников русской компании из местных туземцев. Место весьма удачное - бухта защищена от ветров, через невысокие горы легко прийти в Анкоридж и наняться на работу. Местечко рыбное, но далеко от набегов по морю тлинкитов и защищено заливом от набегов индейцев через Аляскинский хребет. Местечко теплое для разной смородины и картошки. Есть церковь. Язык - полурусский, полуместный. Пристраивали там разных аляскинских Дерсу Узала на старости лет с женами и детьми, полукровок, индейцев, работавших в фактории, местных жен, чьи мужья уехали в Россию и так далее. Там говорят на странной смеси русского с местным диалектом и считали себя, а некоторые по сей день считают себя русскими, то есть полностью инкорпорированными в бывшую русскую общину на Аляски. Схожие процессы мы видим в Латинской Америке, где есть полностью инкорпорированные в испаноязычное общество индейцы и полукровки со всеми правами и привилегиями - служили в армии и администрации, все крещеные, все свои. Только там процесс образования общего этноса завершен до конца, а рядом существуют индейцы, то есть крещеные, но люди иной культуры и сохранившие племенную организацию.

Кстати, далеко не все полукровки это Нинильчик. Самое большое потомство от русских на Аляске живет вместе с европейцами. Род насчитывает аж три тысячи человек, а происхождение незамысловатое - русский торговец женился на чукотской женщине и приехал в Анкоридж, где работал. Хотя нам нынче впаривают, что отношения русских с чукчами всегда сводились только к войне.

Итак, посмотрим на карту. Если плыть вокруг Ямала и далее в Енисейскую губу, идеальным местом для зимовки и торговли оказываются места обитания долган. Севернее на Таймыре кочуют нганасаны, там чуток холоднее и мало деревьев для топлива. Совсем плохо с деревьями для изб. Южнее плыть можно, но уже сложнее. Дельта Енисея это течение, нужно ждать хорошего ветра или натужно тянуть коч по-бурлацки. До Туруханья, где возможно земледелия и нет вечной мерзлоты, более 600 км. Долганы обитали и обитают именно в идеальном месте для торговли с Таймыром и далее вплоть до Колымы. Эти проблемы рассмотрю в следующем посту.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments