kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

От старого к новому

Оставил коммент, думаю, полезен для понимания ряда проблем.
Обычная реакция любого общества на нововведения - не торопиться выбрасывать старое, пытаться его модернизировать. Ничто так не модернизировалось успешно в начале автомобильного века, как коляски. Отличные рессоры спасали от тряски, надувные резиновые шины сделали ход плавным, кстати, лошади в помощь - надувные шины в стиле мотоциклетных помогают лошади везти на 20% груза больше, чем на обычной телеге. Резиновые складные крыши английских кэбов тоже облегчили тележки-коляски. Правда, лошадь всё равно стала проигрывать автомобилям и трамваям на электрическом ходу. Последствия борьбы с рыцарскими доспехами мы видим по Браун Бесс, английской винтовки 1710 года. Особо длинный, нарезной ствол и калибр почти десятый, чтобы в принципе не было проблем с доспехами. Хотя значительно более слабые мушкеты при попадании в голову валили рыцарей эффективнее, чем английские луки при Кресси. При Кресси рыцари получали сотрясение мозга, их добивали на земле молотами, а в 17-18 вв. уже шейные позвонки от сотрясения ломались и доспехи пробивались.

Иногда модернизация даже удивляет своим запозданием. Благодаря буденновской породе лошадей СССР догнал по качеству лошадей для кавалерии в 50-ых гг. 20-го века, века танков и авиации, века вездеходов и бронетранспортеров. Лучшие образцы паровозов были созданы в 50-ые, смешное название Серго Орджаникидзе конденсированный, паровоз охлаждал пары в спецемкостях, поэтому не требовал дополнительных заправок водой при поездках в засушливых степях и пустынях. Уже были созданы отличные тепловозы и электровозы, которым вода тоже не требовалась. Понятно, что самые совершенные лошади и паровозы оказались невостребованными, лет на тридцать раньше ещё пригодились бы на разок-другой, лет пятьдесят раньше - фурор и аплодисменты.

В духовной области мы видим схожие явления. Православная философия достигла своих высот тогда, когда народ стал отшатываться от православия в силу антинародности. Бердяев и Флоренский, Соловьев - очень неплохи, но творили по шаблонам Гегеля и Маркса, а уже существовал Ницше. Они появились на 50-70 лет позже, чем следовало бы. Пресловутые нацистские идеи в Германии были только попыткой развить и упростить социо-дарвинизм, они были запоздалой реакцией без объяснения сложностей более позднего времени.

Чувство действительно нового это великое чувство. Оно не отменяет важность развития прошлых достижений, но ставит им кое-какие разумные рамки. Эти рамки не отменяют важность развития прошлых достижений, но отменяют возможность сделать ставку только на развитие этих прошлых достижений. Развитие прошлых достижений иногда крайне полезно. Например, работы Мичурина похерили по очень простой причине - они мешали перекачки денег из России в Грузию и Среднюю Азию за счет монополии на ряд фруктов и овощей. Поэтому у нас нет массового выращивания абрикосов под Тамбовом и Калугой, толком не растут груши в Ярославской области, мандарины на стали нормой в садах Ферганы (навредило бы Грузии), казанские помидоры не вытеснили турецкие и азербайджанские, даже дыни не стали нормой в Тамбовской области, хотя во времена Ивана Грозного дыни-торпедо активно выращивались под Ярославлем. Понятно, что работы Мичурина не мешали развитию генетики, этим занималась сладкая парочка Презент-Лысенко. Тем не менее, пресловутая борьба с генетикой нанесла огромный вред. Кстати, она продолжается по сей день и продолжалась в промежутке времени между погромом генетиков и крахом СССР за счет "невинного"недообеспечения науки нужной для исследований аппаратуры и общим режимом экономии на развитие ряда передовых направлений науки.

Тут есть ещё одна проблема - возникновение нового иногда происходит от безнадеги, слишком отстали в развитии старого, чтобы угнаться во всех областях. Во времена Петра Первого уже наладили производство мушкетов, а производство доспехов отставало. Возникла регулярная армия. СССР слишком отставал от США в авиации, чтобы не ухватиться за идею развития баллистических ракет, и открыл миру дорогу в космос. Китай слишком отставал от США в пилотируемой авиации и вызвал во всем мире гонку борьбы за качество и количество беспилотников. Но для этого всё равно нужно чувство нового.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments