Давно известно - с ингушами и чеченцами не дружат не потому, что они обязательно плохо по отношению к тебе себя ведут. Они просто неспособны к дружбе с русскими без корыстных интересов, но способны проявлять внешнее дружелюбие, если это им выгодно или не вызывает какого-то внутреннего напряжения. Если ингуш или чеченец старается дружить, надо помнить, что за этим открывается возможность сближения, чреватая конфликтами. Конфликты эти вызываются инстинктами поведения.
Как мне дагестанец, с которыми тоже лучше не дружить, описывал проблемы с чеченцами. Торговля нефтепродуктами, берем автоматы, гранаты, деньги, приезжаем. Если сил поровну или нас больше, то нет проблем. Спокойный разговор, четкий обмен - столько-то бензина, такая-то цена, столько-то денег. Туда товар, обратно деньги, или наоборот. Если чеченцев больше, то их вечно заносит, наезжают, возникает впечатления, что ребята не совсем поняли, для чего приехали - торговать или языком молоть, брать на понт и выяснять, кто круче. Несколько часов или дней назад звонили чеченцы, хотели торговать, приехали, увидели, что их больше, заработал инстинкт. Хотели одно, получилось иное. Один из показателей опасности - инстинкт хвастовства. Вроде вам занятно - красиво хвастает, но внутренне человек заводится, а это потом побудит его вас унизить или ещё кого-нибудь. Работает инстинкт повышения самооценки, которая перерастает в агрессию. Лучшая реакция - вежливо выслушали и разбежались. Это не просто защита от насилия по отношению к вам, это, кстати, избежание ответного, уже вашего насилия. Вы не позволяете человеку создать ситуацию конфликта.
Вот тут я бы провел аналогию с дрессировщиками питонов. Сытый питон не опасен, он лежит, он с удовольствием позволит себя погладить, взять в руки, положить на плечи, даже обвить вокруг себя один раз, но только один раз. Два раза - уже начинается инстинктивная попытка обвиться три раза и сжатия. Три раза - мертвая хватка, в цирке изобилие сильных людей, но и они не обязательно сумеют силой разомкнуть хватку питона. Питон убьёт, в лучшем случае покалечит. Поэтому даже два раза обвиться питону нельзя позволить. Велик риск.
Харитонов много раз нарушил правила поведения с ингушами и чеченцами. Сперва начал дружить с его братом, затем с самим Адамом Яндиевым. Потом совсем осторожность потерял. Избитый Яндиев пришел к нему и напросился с женой взять его в Таиланд, поскольку какие-то чеченцы или ингуши его избили, ему угрожает опасность. Надо понимать, что просто так чеченцы и ингуши своих не бьют, тем более мастеров ММА. Если возникнет случайная драка, то там есть свои авторитеты, чтобы прекратить дальнейшие разборки. Что-то он натворил не то, какое вы имеете право спасать его от разборок с соплеменниками? Это для вас вы имеете право помочь ингушу в беде, а для них вы такого права не имеете, это их внутренние дела, которые Адам Яндиев обязан решать сам, обратиться к старейшинам, в ингушскую полицию, к другим авторитетам. Если он уклоняется от нормального решения конфликта, значит, он ведет себя непорядочно, значит, он по отношению к вам тоже может повести себя непорядочно.
Дальше Харитонов повел себя совсем глупо. Оплатил пребывание в Таиланде, подарил сумку, а Яндиев ещё стал выпрашивать сумку для жены. Через месяц потребовал одолжить ему деньги и получил полтора миллиона рублей. Существует известное правило - ингушам и чеченцам деньги в долг не давать и денег в долг не брать. Ингуши очень богатая нация, у них особый блат по власти, способных одолжить своим с избытком. Да, есть бедные, но свои лучше знают, кто может отдать долг и какого размера, а кто не может. Если у вас просит в долг ингуш или чеченец, это признак очень плохой кредитной истории. У чеченцев и ингушей не принято, как и у нас, жестко накручивать проценты как в банке, не принято слишком придираться к сроку возврата, но тоже есть пределы терпения. Если просит в долг у русского, значит, как минимум уже кого-то сильно кинул. Но есть ещё более страшные моменты.
Русскому дать в долг, поставить на счетчик, превратить в раба, вкалывающего на проценты, моральных ограничений нет. Но и взять в долг это тоже фокус порабощения человека. Классика - ингуш просит дать в долг денег, потом говорит, что вернуть не может, требует согласиться вернуть за счет его прибыли в будущем бизнесе. Многие ингушские фирмы так обеспечивали себя квалифицированными специалистами. Сам сталкивался - взял ингуш денег у русского, предложил вернуть деньги за счет совместной работы, у мужчины были связи в Минздраве. Этот бедолага в итоге работал на него на фирме, которую возглавлял армянин, собравший вокруг себя разную ингушскую братию мелких и средних бизнесменов. Логично предположить, что Адам Яндиев просил у Харитонова деньги в долг не только, чтобы не возвращать, но и чтобы втянуть Харитонова в выгодные для себя махинации. Не важно, даете вы деньги в долг или берете, всё это чревато втягиванием вас в ситуацию, когда вас ограбят значительно выше суммы даденых или взятых вами денег.
Вина нашего общества в ситуация с Харитоновым вполне определенна. Мы не говорим честно друг другу элементарные вещи. Конечно, либералы виноваты, поскольку сперва они как большевики занимались уничтожением нормального инстинкта самосохранений, теперь как либералы занимаются под видом борьбы за политкорректность и толерантность тем же самым. Но, кто Харитонову жестко сказал - не связывайся с Адамом Яндиевым? Признаков с избытком, ингуш, виноват перед своими, да так, что его коллективом избили, отвратительная кредитная история. Столь сомнительный перед своим народом ингуш может быть хорошим товарищем? Тут даже можно не вспоминать известную истину, что с ними лучше не дружить, а просто держаться доброжелательно, но на определенной дистанции.
Наконец, среди ингушей и чеченцев очень много верующих в некие магические способности убеждать и подчинять русских. Два раза имел деньги с ингушами, два раза был конфликтик из-за их веры, что обмануть меня не сложно. Обмануть меня, конечно, не сложно, но у меня просто была привычка - не заплатили за прежний перевод, не сделаю новый. Венцом их хитрости было не давать деньги, затягивать поиски, но я уходил, потом приходил, когда просили, и не начинал работать, пока не заплатят за прошлую работу. Если тянули, просто уходил и сам не напоминал. Ингуш с армянином вошли в такой раж, пытаясь заставить меня работать в долг, что на две недели затянули поездку в Европу, пока не сломались и не заплатили мне за работу. Азарт есть азарт. Этот азарт и вера в собственные магические силы уже основа для конфликта. Второй случай связан с бизнес-поездкой, ингуш убеждал меня сообщить в давшее мне работу предприятие, будто я проработал не неделю, а дня два, за это они мне заплатят больше. Я слушал, не конфликтовал, а приехал и честно сказал переводческой фирме - прилетел в воскресенье, могу предъявить билеты, доказывающие дату отъезда и дату приезда. Нельзя быть обманщиком в подобных случаях. Потом, как мне рассказали, ингуш долго орал по телефону, какая я редкая сволочь, и обвинял меня во всех грехах, но платить пришлось согласно контракту. Совесть меня после таких конфликтов не мучала.
Подлое нападение Яндиева на Харитонова и его друга понятно, если понять ситуацию - хотел обещаниями избежать возврата денег и разными комбинациями подавить и подчинить Харитонова, понял, что вместо этого потерял реноме, ощутил, что его магическое влияние отсутствует, обозлился. Это прямая аналогия с питоном - нельзя дать два раза обвиться, а тут аж три раза обвился. Теперь Яндиев злится, что на него подали в суд. Понятно, отмазка в суде требует денег, а у него плохая кредитная история и репутация у своих ингушей. Денег дать для отмазки в суде для кавказцев святое дело. Сбрасываются всем кланом. Но потом деньги надо возвращать, а злостных неплательщиков могут избить до полусмерти свои друзья и родственники. В такой ситуации воображать себя супер магом, подчиняющим своей воле окружающих, невозможно.
От нас пресловутый интернационализм требует обниматься и верить всем подряд, но это негуманно, независимо от того, кто кого потом побьет или убьет. Гуманно наоборот, держать некоторую дистанцию, чтобы не возникло почвы для конфликтов. Сейчас, кстати, пора вспомнить уроки Карабаха. Армяне и азербайджанцы пришли к выводу, что гуманно разделиться и не сосуществовать с друг другом. Иначе возникают поводы и причины для резни и дичайших конфликтов. Нам рекламируют безопасный секс с кем попало, а безопасную дружбу с соблюдением дистанции отвергают как предрассудок. В итоге проблемы и с дружбой, и с сексом.