kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

О единоборствах и воинах

Сделал коммент насчет тренировки в стиле одним ударом наповал и спортивной схватки
Если не заниматься демагогией, то существует два вида тренировки - вольный бой и бой до первого удара или укола. В кендо это четко прослеживается, в карате тоже есть. Вопрос в том, что делать до первого удара. Можно, как показывают японцы, стоять и ловить момент, когда внимание противника расслабится, можно двигаться, как делают китайцы, и дергать противника неожиданными позами на нужном расстоянии. Когда говорят, что такой-то мастер карате проводил до 300 схваток за тренировку, это не вольный бой, а тренировка первого, поражающего удара. Далее мы имеем проблему как совместить искусство первого удара с дерганьем противника и способностью противостоять чужому дерганью, наконец, искусство уйти от первого удара и ответить. Самое последнее и важное искусство это способность отомстить за свою смерть. В западном фехтовании этому уделялось важное внимание, недаром в 17 веке сплошь и рядом гибли оба соперника. Проткнул тебе грудь - не продолжай защиту, ткни с движением вперед свой меч и сам в ответ убей врага. Кстати, об этом знаменитая фраза Фридриха Великого - русского солдата мало убить, его ещё надо повалить. Ткнул немец штыком, удар великолепен, точно смерть, в ответ русский, пока жив, с чужим штыком в груди бьет немца штыком и тоже убивает. Если повалят - трудно в ответ убить. Западный воин не каратист, цель каратиста всех убить или избить и уйти без единой царапины. Воин воспитывается в духе самопожертвования во имя победы войска. Плотный строй тоже самопожертвование, некуда уйти от меча. Самураи поэтому не любили плотный строй - в нем с длинной катаной делать нечего. Схватки с португальцами и испанцами оборачивались для них поражением и щоком. По схожим причинам кавказцы были ошарашены войной с русскими солдатами - ради плотного строя враг не боялся пойти в бой без кольчуги и шлема, кинжала для ближнего боя, пики, надеясь только на ружьё со штыком и взаимовыручку в бою. Их пугала зависимость, которая нарушала правило - мастер имел больше шансов выжить, чем недотепа. А тут ещё надо было поставить жизнь на кон в зависимость не от личного мастерства, а от взаимовыручки недотепы.

Фактически, я дал ключ к пониманию многих вещей. Например, почему фехтовальщики двигаются по прямой. Традиция - в строю прыгать вбок это обрекать соседа на поражение. Почему начинающие фехтовальщики, пропустив укол, сами колят в ответ. Так и надо - убей врага, если он убил тебя, немедленно, пока есть силы. Потом кровь из раны не позволит четко ударить, а враг просто отойдет назад и подождет. Но это также объясняет, почему войско из каратистов, кунфуистов и прочих единоборцев часто проигрывало раньше плотному строю обычных солдат, испанцы отменно побили японцев, защищая Манилу, но проигрывали дисциплинированным пиратам, имевшим только мушкеты и горшки с порохом вместо гранат. Надо учесть, что нынешние войны, когда строй разомкнулся, уже требуют совсем иной подготовки солдат, иная форма коллективности, иные требования к личному мастерству.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments