Табличка показывает - произвели 1000 штуцеров в 1845 году, 64 в 1846, потом ничего и 640 штуцеров в 1851 году. В 1853 произвели 288 штуцера для флота и больше ничего. Зато во время Крымской войны решили срочно производить старые, кремневые нарезные вместо гладкоствольных - 41877 в 1854, 57000 в 1855 и 54800 в 1856.
Понятно - накладно было производить штуцера и капсюли. Военное ведомство понимало и не понимало одновременно, что штуцера нужны. Нарезное оружие во времена Наполеона было ограничено в применении по важной причине - стреляет дальше, но заряжать долго. Вдобавок, требовалась повышенная точность диаметра пули. Штуцер же имел ряд преимуществ. При стрельбе по движущейся цели практически нет зазора времени между нажатием на курок и выстрелом. Цель не успевало сойти с прицела из-за капсюльного воспламенителя. Движение бойка не сотрясало ружье так, как кремневый затвор, поэтому точность возросла настолько, что охотники стали стрелять из гладкоствольных ружей с капсюльным воспламенителем уток влет. До того стреляли уток на воде, только гении стрельбы из романов Фенимора Купера могли позволить себе стрелять птицу влет и не тратить зря боезаряды.
Понятно, что военные понимали отлично разницу. При стрельбе по шеренге противника разлет пуль достигал трех-пяти метров и более на расстоянии в 300-400 метров. Пули отклонялись не только по горизонту, но вверх и вниз. Грубо говоря, большая часть пуль пролетала над непрятелем или попадала в землю, а не ранила соседей солдата, в которого стреляли. С учетом экономии на стрельбы в Российской армии последствия были особенно неприятные. При стрельбе по одиночным целям, да ещё в движении результаты были ещё хуже. Поэтому в Крымскую войну армия вопила - дайте нам штуцеры! Но вопросы экономии заставили решить проблему в стиле закрывания глаз - старьё сойдет. Между тем, если бы тот же Тульский завод продолжал производить по 1000 в год, как было в 1845, то армия имела бы достаточно штуцеров для победы на Альме или, на худой конец, для совсем иной войны при осаде Севастополя. Англичане и французы не могли бы выводить на расстоянии из строя артиллерийскую прислугу практически безнаказанно. Штуцера за счет точности стрельбы повысили бы плотность стрельбы на расстоянии в несколько раз. В Крымскую войну повторилась старая история - в ряде случаев нельзя компенсировать техническое отставание за счет посылки в бой большего количества людей, чем требуется при равно техническом оснащении. Потом на те же грабли наступили в Первую мировую, Финнскую и ВОВ. Где-то в середине управленческого аппарата проблему понимают и пытаются пробить решение, но наверху царит мракобесие и пренебрежение к солдатским жизням.