kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Category:

Сергей Марьяшин дурью мается

https://rabinovin.livejournal.com/153322.html
Один мой знакомый, умный и тонкий человек, боготворит В. Пелевина. Такое случается, фанатство — явление распространённое, но интересно, как он сам рефлексирует причину своего восхищения. Знакомый однажды признался, что Пелевин дарит ему чувство элитарности: читая его книги, он чувствует, что входит в узкий круг избранных, способных по-настоящему понять их суть и посыл. Меня это удивило, потому что тексты Пелевина всегда казались мне “народной эзотерикой” и восхищался я разве что ловкостью, с какой тот умеет продать её массовому читателю.

И кто бы мог подумать, что на старости лет я сам испытаю подобное чувство — эксклюзивности, избранности, причастности к тайнам! И что случится это во время чтения совершенно обыкновенного на первый взгляд сборника стихов поэтессы Зинаиды Миркиной, которую без устали (и заслуженно!) цитирует в жж и фейсбуке ув. френд sonya_h_skaya и о которой я раньше понятия не имел, а все посты Сони рефлекторно пропускал, вообразив почему-то, что Миркина — её родственница, и что мне это вряд ли будет интересно. Как же сильно я ошибался!

Я не умею писать “правильные” рецензии, особенно на то, что мне нравится, — стесняюсь, да и ругать всегда проще, — поэтому просто советую заинтересовавшимся почитать её стихи. Они удивительно просты, но их смысл бездонный. Лишь столкнувшись с поэзией Миркиной, я понял, наконец, зачем вообще нужна поэзия как жанр. Это инструмент — особый, специфический инструмент для доставки божественного прямо в душу в обход помех дискурсивного разума. Она существует, чтобы показать невидимое и запечатлеть бесформенное, для выражения невыразимого, для воплощения в слова того, что принципиально не может вместиться в слова; это незаслуженное чудо и волшебная песнь Источника… Когда я осознал истинное назначение поэзии, глупые стишки перестали порождаться. По инерции я иногда публикую ранее написанное, но сочинять после чтения сборников Миркиной мою обычную чепуху не поднимается рука. Это печально, хотя осталась проза, её не так жалко. :-)
.....
Поразительно, что З. Миркину издают на бумаге — ведь это действительно вещи для маргинальной “элиты”, единичных отщепенцев, способных правильно понять, о чём они. Думаю, даже её редакторы и издатели не до конца понимали, что именно они редактировали и издавали. Судя по предисловиям, они полагали, что имеют дело с христианской или суфийской поэзией, но это куда больше христианства и любой религии вообще. Это Истина в ее максимально чистой форме (дальше только безмолвие), благая весть для тех редких душ, кто жаждет её и тоскует по невыразимому. Тем отраднее, что весть эта выражена родной для меня русской речью. Прежде я привычно думал, что СССР/РФ есть пустыня духа, бесплодная и безнадёжная. И вдруг — этот бриллиант, дивная драгоценность, причём принесённая человеком, кажется, совершенно незнакомым с величественным знанием адвайта-веданты! Воистину, чудеса случаются, когда их не ждёшь.

Поэзия Зинаиды Миркиной стала моим личным открытием года. До его завершения ещё далеко и я открыт для нового опыта, но мне трудно вообразить что-то, способное её превзойти. И если хотя бы один человек увидит в этих стихах то же, что вижу я — я буду искренне счастлив. Спасибо огромное духовной сестре Соне за наводку! На этом заканчиваю и в благоговении умолкаю.


В общем, обычный еврейский фокус - если надо кого-то возвеличить или продать подороже, берем известную личность и обливаем помоями. Даже есть градации - отличная работа, если помоями обливают нееврея, вынужденная ситуация, если приходится обливать еврея, но покойного, тяжелый случай, если помои льют на ещё живого еврея. Поэтому наезд Маршака и Суркова на ещё живого Пастернака скрывался,сделали дело руками Хрущева и в сторонку, мол, мы ни при чем. Пелевина, конечно, полить грязью и помоями самое оно - он уже не любимый писатель иного Суркова, да и сбежал на ПМЖ в Германию, чтобы быть подальше от политики. Нельзя просто поливать ради пиара знаменитостей, надо заодно себя возвысить. Цитирую - Поразительно, что З. Миркину издают на бумаге — ведь это действительно вещи для маргинальной “элиты”, единичных отщепенцев, способных правильно понять, о чём они. Думаю, даже её редакторы и издатели не до конца понимали, что именно они редактировали и издавали. Есть Марьяшин - единичный герой духа и знаний, даже редактора и издатели не способны понять, о чем они. Зато Марьяшин понимает. Другие - застой и отстой, а Марьяшин понимает, что имеет дело с бриллиантом, дивной драгоценностью. Он знаком с величественным знанием адвайта-веданты. А мы, сирые, незнакомы, позор нам.

Назвать такие вещи надо просто - словесный понос. Я элементарно могу спародировать фокус. Пишу - жил я и читал разную хрень из псевдонаучной фантастики - Стасик Лем, братья Стругацкие, Артурик Кларк, вдруг наталкиваюсь на великого еврея Сергея Марьяшина, сквозь творчество которого видно величественное здание адвайта-веданты, и понимаю, что это вещь для избранных вроде меня, а у других фантастов просто фиглярство для масс читателей. Только великие люди вроде меня могут не просто восхищаться, как полагается всем (спешите читать, быдло, приобщайтесь), а ещё до конца понять великого Марьяшина.

Сергей, не надо лезть в придурки. Ты даже не понимаешь, как это выглядит идиотски просто для образованного человека, а для человека, чья мать изучала хинди и санскрит, который ещё в дошкольном возрасте читал Упанишады, а в школьном Махабхарату, лежавшую на полке домашней библиотеки, и иные книги, ты выглядишь ещё глупее. Мне отец, а он был тибетологом, очень неплохо объяснил, почему невозможно влезть в шкуру глубоко религиозного человека прошлого иной культуры и воскликнуть - я знаю! Современные Учителя Бхагават-гиты и тибетского буддизма просто халтурщики.

Смешно, поскольку в еврейском фокусе - обосрать великого, пропиарить своего, заодно себя возвеличить, изначально заложено не только хамство, но и противоречия. Обсираешь Пелевина, не жди к себе и объекту пиара поблажек. Возвеличиваешь себя - даешь понять, что читать ту же Миркину не стоит, там такая глубокая заумь, такое нежелание быть понятной даже образованному читателя, что лучше себя не терзать чтением. Марьяшину можно, а нам - ни-ни. При этом не надо думать, что я слишком возмущен фокусом. Он постоянно бьет по устроителям. Предполагается, что, обосрав кого-то, обязательно получишь благодарность. В реальности благодарность не полагается и не получается. В большой политике получается даже лучше, чем в литературе. Негры не благодарны евреям за право лить грязь на белых, тюрки не благодарны евреям за право лить грязь на русских. Про хохлосрач по обе стороны границы тоже ясно - великой благодарности евреям не ожидается.

Но вернемся к Миркиной и Григорию Померанцу. Они уже умерли, поэтому желательно выражение воли покойных в письменном виде - они очень не любили Пелевина, считали его дешевым фокусником. Иначе получается право неловко. Если они такое не заказывали, то нечего Миркину возвеличивать именно таким способом. Фактически, Марьяшин причислил Миркину к литературным завистникам Пелевина без её согласия.

Пиар Миркиной понятен с точки зрения её наследников. Старушка умерла в 2018 году, хочется стихи издать и бабла срубить. Проблема в том,что старушка, заслужено или незаслужено, была весьма блатная. Я не только работал в ИНИОНе с её мужем Григорием Померанцем, я ещё работал немного в Радуге и знаю, сколько блата нужно, чтобы издавать переводы стихов и получать за них деньги. У таких нет проблем с изданием собственных стихов, просто некоторые не хотят позориться, а некоторые имеют переводы, поскольку уже стали известными поэтами. И её муж Померанц, и Миркина давно вышли на пик своей потенциальной известности, их время ушло. Не помогло даже то, что их занесли в википедию. Если объективно судить, то из-за падения интереса к религии и игре в заумь даже Бердяева нынче не читают. Померанц с Миркиной это не Бердяев, не отец Флоренский, даже на уровень Александра Меня не тянут. Хотя не такой уж высокий уровень у Меня, как у Бердяева и Флоренского. Более того, Миркина далеко не православный человек, поигралась в православие, в суфизм, индуизм, иудаизм. Не надо её тянуть в православные, тем паче, в богооткрыватели.

Все богоискатели, претендующие на роль богооткрывателей, имеют свою нишу, своих читателей. Миркина имеет своих читателей. Кому-то захочется приобрести книгу, мало им бесплатных стихов Миркиной на стихи.ру. Кому-то не захочется. Кому-то вспомнится из Грибоедова -
Несчастные должны упреки перенесть
От подражательниц модисткам,
За то, что смели предпочесть
Оригиналы спискам


Компиляции тоже имеют право на существование. Миркина это вполне достойная компиляция давно известного. Но есть оригиналы - Коран, суфийские тексты, Махабхарата, Упанишады, Ригведа, есть буддийские тексты. Думаю, читатели старых текстов вздрогнули бы от этого катрена -
И есть такой неведомый закон, --
небесный счет несчитанных усилий:
Мы умираем, чтоб не умер Он.
А Он бессмертен, чтобы все мы жили.


Налицо подмена понятий эргрегора и Бога. Невольно вспоминается иудейское про предков - они умерли, чтобы мы жили. Впрочем, поэзию Миркиной можно кратко выразить одной строкой Цветаевой -
- Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.
https://rupoem.ru/cvetaeva/uzh-skolko-ix.aspx

У Миркиной всё тоже, только растянуто на всю жизнь, массу строк и в мягкой форме с утешающими мыслями о Боге. Такое многим нравится и имеет право на существования. Только я в упор не вижу в этом чего-то эксклюзивного и доступного только избранным. Скорее, хороший вариант ширпотреба.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments