В Бурятском театре оперы и балета зрительный зал сорвал вечер памяти, посвященный Дню Победы. Под обструкцию попала не только директор БГАТОиБ Эржена Жамбалова, но и московские музыканты, игравшие музыку Шостаковича.
В основу вечера были положены письма 19-летнего улан-удэнца Михаила Турошева, погибшего на войне в 1944 году. Он написал больше 80 писем своей матери Наталье Алексеевне. Некоторые из них должна была прочитать директор БГАТОиБ Эржена Жамбалова. Эта часть оказалась минималистична – художественное слово сопровождали только фотографии писем Турошева, их показывали на большом экране.
Часть зрителей не оценила читку и вскоре начала громко обсуждать то, что происходит. «Халтура», «Скукота», - слышалось в разных концах зала. Без конца звонили мобильные телефоны, их не выключали. Уже минут через 20 чтение писем начали прерывать аплодисменты. «Хватит!», - крикнул один из присутствующих.
Эржена Жамбалова была вынуждена сократить свое выступление. Она прочитала последнее письмо Турошева. И пригласила на сцену московских музыкантов, которые исполнили квартет Шостаковича N8 «Памяти жертв фашизма и войн».
Это была вторая часть вечера. Ее зрители тоже не смогли прослушать до конца. Кое-как зал «дожил» до кульминации. Но далее люди опять начали без конца хлопать, мешая музыкантам. Москвичи доиграли квартет в шуме, гаме, выкриках, хлопаньях. После окончания вечера многие зрители побежали к администраторам, требуя вернуть деньги за билеты.
.........
Бочаров подчеркивает, что освистали и вторую часть. «Этот квартет – тоже интимный, очень личный, автобиографичный, но одновременно пронизанный чувством общечеловеческой боли. И музыку Шостаковича освистали! Для меня совершенно невероятно, почти невозможно представить это в XXI веке. Но это так! И я благодарен безмерно музыкантам, сыгравшим квартет до конца под хлопки, свист и крики из зала.
Сейчас очень много мыслей. Мне ещё предстоит все обдумать. Но как же так, за считанные годы мы превратили День памяти в Диснейленд с «Катюшей», «Смуглянкой» и пластиковыми флажками за 100 руб.?».
Отметим, что далеко не все зрители решили, что проект - «халтурный» и «скучный».
Возмущаться можно сколько угодно. Насчет Шнитке и Шостаковича давно говорили, что они дисгармоничны и неприятны. Если бы не жажда пиара того же Шостаковича, давно исполняли бы его меньше и не ожидали бы восторгов. Исполнили бы вальс Свиридова, реакция была бы другая. Вспомнили бы про классиков 19-го века, совсем хорошо было бы.
Самое важное, что нужно иметь талант понимания зрителей и просто талант. Как говорил один великий кинорежиссер, для успеха фильма нужны три вещи - первое - хороший сценарий, второе - хороший сценарий, третье - хороший сценарий. Где талантливые сценаристы и зарплаты для них? Где уважение и свобода их творчества, возможности самореализации? Выбрали экономичный вариант - выходим на сцену, читаем письма, потом нелюбимый народом Шостакович. Вспоминаю скандал с пьяным Ефремовым в Самаре. Поставили бытовую пьесу английского извращенца 60-ых гг. 20 века. Пьяный Ефремов путается в репликах, предполагается, что зритель всю эту белиберду будет слушать с восторгом и внимать каждому слову как откровению. Зрители шумят, пьяный Ефремов со сцены рассуждает, что это особая, сложная пьеса. В целом два схожих случая - в одном случае штамп "патриотический" как бы освобождает от критики, в другом случае штамп "либеральный" освобождает от критики. Представьте себе Чехова, написавшего халтуру в стиле нашего времени, выпившего стакан водки, выходящего к недовольным зрителям и объясняющего - это сложная либеральная пьеса, не каждому дано понять её величие и величие игры актеров.
Если граждане "творцы" такие бездарные, то брали бы пример с меня и моих коротких пародий на пьесы. Они очень короткие, чтение бесплатное, не успеет читатель сунуть пару пальцев в рот и освистать, как они уже кончились. Иначе берите пример с Чехова и Островского. Зритель после них не спрашивает, почему сидел долго и за что взяли деньги.