kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

О сожжениях людей на костре православной церковью

https://kosarex.livejournal.com/112328.html
http://atheismru.narod.ru/atheism/society/shatsky02.htm
Русская православная церковь и сожжения - статья толковая и интересная. Если мы о таких вещах знаем мало, то исключительно в следствии иной фиксации событий. На Западе сожгут еретика и зафиксируют. У нас - сожгут и забудут, поскольку мелочами не озадачиваются. Зато потом кричат - не были, не состояли, не участвовали.


Пост я сделал в 2009 году, случилось чудо, ссылка перестала открываться. Видимо, подействовали молитвы модератора. Свят, свят, свят. Но в Интернете статья есть, пусть автор смягчил многое. https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Article/shruss.php Процитирую кусочек для затравки.
Дореволюционный исследователь, изучавший историю ссылки в Сибирь этого времени, писал:
В Енисейске я предполагал было заняться осмотром старых бумаг тамошнего архива, но к сожалению узнал, что древние столбцы и прочие документы после двух пожаров все без исключения сгорели.
Так как сгоревшие древние документы помещались в Енисейском Рождественском монастыре, то я и решился осмотреть этот монастырь, с той мыслью, не узнать ли там каких-либо письменных и устных преданий. Предположение мое некоторым образом оправдалось; в монастыре я встретил презамечательную личность – это настоятельница монастыря игуменья Деворра. По словам Деворры, в острожных стенах Енисейска существовала обширная тюрьма... а в монастыре было устроено особое тюремное отделение с железными решетками для помещения преступниц женского пола... в острожской енисейской тюрьме содержалось очень много сосланных на вечное заточение за чернокнижество. Там был особый двор для казней и, между прочим, осталось в предании, что здесь сожжено было несколько человек на кострах, уличенных в знакомстве с нечистою силой [43].
22 октября 1683 г. в Клину был сожжен старообрядец Варлаам, приговор ему вынесли светские власти в Москве [44]. В 1684 г. Софья подписала указ «…о наказании рассеивающих и принимающих ереси и расколы», если «…с пыток начнут в том стоять упорно же, а покорения святой церкви не принесут…» «…по троекратному у казни вопросу, будет не покорится, сжечь» [45]. Из сожженных в 1684 г. известен старообрядческий проповедник Андроник. Приговор ему (от 8 апреля 1684 г.) гласил: «Того черньца Андроника за ево против святаго и животворящаго креста Христова и Церкви Ево святой противность казнить, зжечь» [46].


До 18 века и реформ Петра Первого сожжение еретиков, ведьм и колдунов на кострах было обычной практикой. Жгли старообрядцев, жгли жидовствующих, жгли испльзующих разные травы и коренья (возможно, лечили, но именовали это колдовством), жгли волхвов и просто язычников. Не надо приписывать пытки при дознании и последующие сожжения за "сотрудничество" с темными силами исключительно католичеству. Корни общие, церкви как две сестры.

После петровских реформ стали жечь меньше, но продолжили любимую практику.
В 1721 г. сожжён дьячок-богохульник Василий Ефимов. Ефимов устроил поддельное чудо, чтобы «были к поданию на устроение церковное преклонны». Затем признался на исповеди, но духовник не наложил на него никакой епитимьи. Тогда дьячок сам на себя донёс архиепископу. К Ефимову была применена первая статья Уложения 1649 г.: «вместо славы нанёс хулу имени Божью». Приговорён к сожжению, 19 декабря по императорскому указу сожжён. Синод зачем-то настоял, чтобы сожгли и его уцелевшие после первой казни кости [59]

......
Были и сожжения колдунов: 1702 г. – монаха Саввино-Сторожевского монастыря Дионисия за колдовство и богоотступничество, 1720 г. – Минку Буслаева «со товарищи» за порчу [63]. Видимо, в 1720 г. сожгли не менее трёх человек.
......
1730 г. – приговорены к сожжению за богохульство 19-летний солдат Филипп Сизимин и дворовый Иван Столяр [62]
........
1732-36 гг. – дело об одном из русских «Фаустов». В 1732 г. жена симбирского посадского знахаря Якова Ярова донесла на своего мужа, что видела, как он «по книгам своим еретическим чинил еретичество и молился на запад левою рукою ниц»; а когда она была беременна, якобы, говорил: «Ежели родит, чтобы того младенца отдать крестить отцу ево Сатанаилу». Сам Яров на допросе в Симбирской ратуше винился, что, найдя «приворотную к блуду» книжку в 1723 г. отрекся от Христа, призвал Сатану, неких еретиков Дионисия и Варлаамия и назвал себя их рабом. Хотя дальнейшие показания были противоречивы, Ярова, так и не принесшего церковного покаяния, сожгли 18 марта 1736 года [66].

Понятно, что жена донесла во время исповеди. Так поддерживалась духовность - если что не так, родные донесут. Впрочем, могут также ложный донос устроить или шантажировать угрозой ложного доноса.
.......
В 1738 году еврей Борух Лейбов ухитрился обратить в иудаизм флотского капитан-поручика Александра Возницына. Возницын даже совершил обрезание и был изобличен в вероотступничестве собственной супругой. Та подала донос и, по высочайше утвержденной резолюции сената, Лейбов и Возницын были сожжены:
…обоих казнить смертью, сжечь, чтобы другие смотря на то невежды и богопротивники, от христианского закона отступить не могли (как Возницын) и таковые прелестники, как и оный жид Борох, из христианского закона прельщать и в свои законы превращать не дерзали [67].

Благочестивая вдова, кроме законной части из имения мужа, получила еще сто душ с землями «в вознаграждение за правый донос» [68].

Снова хочется восклинуть - семья это основа православия и государственности. Кстати, в наше время пресловутый Борух Лейбов явно относится к иностранным агентам. Но во времена святого, православного крепостничества добродетель православная вознаграждалась. Впрочем, она по сей день тоже вознаграждается.
........
Последнее известное сожжение произошло в 70-е гг. XVIII в. на Камчатке, где в деревянном срубе сожгли колдунью-камчадалку. Руководил казнью капитан Тенгинской крепости Шмалев и, к сожалению, «сей достойный варварских времен поступок, совершенный в царствование премудрой и человеколюбивой императрицы (Екатерины II – Е. О. Ш.), сошел Шмалеву с рук даром» [77].

Уже в 1792 г. были приговорены к сожжению несколько духоборов, но помилованы ссылкою в Сибирь [78].


В изначальном варианте статьи в 2009 году были приведены доказательства обилия сожжения людей на кострах и в срубах. Ныне многие факты удалены. Тогда же показывалось, что только в 17 веке счет можно было вести на сотни тысяч.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments