Термин классовая борьба был введен Марксом сознательно и намеренно. По сути своей он не совсем точен, по крайней мере, для русского языка. То, что содержит в себе определение этого термина, вернее было бы определять как классовое противостояние. Борьба — это открытый, наблюдаемый в реальности конфликт с применением некоего прямого и явного насилия, жить в конфликте можно неделю, месяц, год, пять лет, жить в условии непрекращающегося конфликта всегда невозможно. Противостояние, это конфликт в его скрытой стадии, в стадии, когда сдержки и противовесы неким образом удерживают стороны от открытых форм взаимоприменяемого явного насилия, оставляя им возможность пинаться под столом. Один пихает сильнее, второй слабее, но на лицах натужные улыбки и продолжаться это может вечно. Хоть пять тысяч лет истории древнего Египта.
Маркс и его эпигоны представляются мне этакими тимбилдами класса наемного труда, которые говорят ему — ты сможешь, ты лучший, поверь в себя. Но в итоге получается фиаско. Потому что, борьба, это короткое напряжение сил, для быстрого достижения поставленных целей, а противостояние — это процесс проявленный в течение более длительного временного промежутка, где эффективность системы определяет ее доминирование.
Классовая борьба это прежде всего способ мышления. Причем в первую очередь господствующего сословия. Само по себе наличие классов предполагает разные способы сосуществования классов от борьбы до сотрудничества. Но главное это мышление. Первый пример классового мышления мы находим в Библии - некий Иосиф стал другом фараона по гомосексуальным утехам, так и написано - возлег на ложе фараона. Затем он стал участвовать в распиле бабла при дворе фараона. Вдруг история со сном про семь тучных и семь тощих коров. Иосиф предлагает хитрый план - создать запасы зерна во время урожайных годов, а потом во времена неурожаев использовать механизм потребительских кредитов для превращения населения в рабов. Хочешь жрать - бери деньги и зерно в кредит, далее долг становится неподъемным, еда дается в обмен на свободу, всем в рабство. Иосиф достигает успеха - египтяне становятся рабами. Торжествует классовый подход - есть только два класса, рабы и начальство, а случайно уцелевшие свободные это просто рабы, до которых ещё руки не дошли. Экспедиция Колумба плывет как носитель классового сознания к индейцам. Есть только два класса - господа испанцы и рабы индейцы, свободныек индейцы это только те, до когоиспанцы ещё добраться не смогли. В итоге индейцев на Кубе шустро истребили, церковь стала призывать ввозить негров, дескать, хватит мучить индейцев, негры лучше подходят для работы. И снова схожее сознание - есть рабы, то есть негры, есть господа, то есть испанцы. Кортес мыслил несколько иначе. Есть испанцы, есть союзники тласкаланцы, которым полагается свобода и покровительство в обмен на совместную войну против ацтеков, браки с тласкаланцами это нормально, есть враги ацтеки. Недаром дети Кортеса пытались поднять мятеж против власти Испании как носителя более прямолинейного мышления в стиле того, что получилось на Кубе. Получилось всё равно несколько иное общество.
Вернемся к Египту. Казалось бы, гомосексуалист Иосиф является носителем чисто классового сознания, но евреи в его классовую схему не вписывались. Еврей как жертва потребительского кредита это плохо. Однако, египетская знать, согласившаяся принять классовый подход Иосифа к египтянам, решила, что еврей как жертва потребительского кредита тоже хорошо. Возникли идейные разногласия в классовом подходе к устройству общества. Учтем, что всё это происходило наверху. Рядовой египтянин мог пропитаться классовым сознанием только под влиянием классового сознания сливок общества - они относятся к нам как к рабам, вот раньше отношения были иные. Всё получалось по Марксу и Энгельсу - само по себе классовое сознание пролетариата развивается недостаточно, его нужно привнести в рабочее движение извне. Маркс жил за счет эксплуатации рабочих своей семейкой и прежде всего капиталистом Энгельсом. В итоге он понес элитарное классовое сознание с мелкими поправками вниз в массы. Пролетарий это раб капитала, жизнь у него будет нищая, надо всё отнять и поделить.
Если мы посмотрим на христианство, то оно пропитано классовым сознанием не меньше, чем иудаизм. При иудаизме понятно - есть два класса, евреи и неевреи. Неевреи должны стать рабами для евреев, Мошиах придет именно с целью воплощения данного, классового идела. В христианстве все рабы божьи. Казалось бы, в этом есть некое общенародное начало - раз все рабы, то все равны. Однако, общество состоящее только из рабов-людей и рабовладельцев-ангелов во главе с паханом рабовладельцев Богом это абсурд. Мы знаем по практике, что бывшие заключенные ГУЛАГа, оставшиеся на севере, организовывали коллективы вполне свободных людей. Понятно, что христианское общество это общество начальства, которое скромно именует себя рабами божьими ради права смотреть на остальных как на рабов и управлять как рабами. И снова мы видим как классовое сознание вносится рабовладельцами в остальные слои общества. Обязательная христианизация подчиненных, распространения христианства огнем и мечом, подавление еретиков-язычников и еретиков-христиан, возомнивших себя свободными относительно церковного начальства-рабовладельцев.
Сейчас мы имеем либералов как носителей классового сознания. Есть класс либералов, есть класс рабов. Вот украинская писательница Алла Мелентьева демонстрирует вполне классовый подход в деле вымирания населения. Она - госпожа, она приветствует ковид как средство уничтожения пенсионеров, как торжество господ-феминисток над неправильным полом, то есть мужчинами https://kosarex.livejournal.com/4588895.html. Понятно, что мы для неё рабы, уклоняющиеся от обязанности читать её и правильно понимать. (Скажу по секрету - я хорошиЙ раб, поскольку понимаю её логику, но омерзительно свободен, поскольку не тороплюсь ей восхищаться).
Проблема в том, что классовое сознание не является единственным способом мышления и организации общества. Например, есть корпоративное мышление - свои азербайджанцы обожают свои крыши, поскольку они своими связями и разборками спасают рядовых торгашей от конкуренции. Армяне противопоставляют им своё корпоративное мышление. Доблестные армянские крыши борятся за защиту армян от азербайджанской конкуренции. Понять их борьбу с помощью деления общества на классы бесполезно и невозможно. Более того, любой носитель классового мышления входит сперва в интеллектуальный, а затем физический конфликт с носителями корпоративного мышления. Иосиф внес классовый подход в египетскую элиту, но евреи для себя предпочли корпоративное мышление. Далее начались столкновения взглядов в стиле кто кого. Даже радости совместного закабаления народа через потребительский кредит не смягчили конфликта. В итоге евреи взяли в долг разные золотые украшения у египтян, якобы, поддались обаянию потребительского кредита, а сами рванули вон из Египта, чтобы проценты не платить. Вел их святой вожак Моисей, враг уплаты процентов по потребительском кредиту евреями неевреям.
Маркс недаром внес, говоря по Булгакову, разруху в головах и только потом в туалетах. Классовый, корпоративный и прочие подходы прежде всего в головах людей. Эти подходы мутируют в зависимости от ситуации и состояния общества. Например, протестантизм стал отрицать рабовладельческий подход внутри религиозной общины друг к другу. За это протестантов начали резать. В конфликтах католичества и православия на передний план вышел корпоративный подход, равно как противоречия между евреями и нееврями вечно колебались от корпоративного подхода к чисто рабовладельческому и обратно. Да и внутри рабовладельцев мы видим разный подход - частнособственнический при крепостничестве и общегосударственный при Сталине. Реформы большевиков как раз заключались в введение норм государственного рабовладения. Пресловутая языческая демократия, знакомая нам по грекам, колебалась между свободой членов общества и рабовладением как следствием устройства общества с точки зрения аристократии.
Разные подходы, разные способы мышления дали совсем разные результаты в процессе развала СССР и реформ в КНР. Но в любом случае классовое и иные формы сознания простых граждан являются во многом следствием особенностей сознания управленцев. Их элементы классового, корпоративного или кастового сознания являются внешней силой, внедряемой в сознании подчиненных. Ведь мы, подчиненные, обязаны говорить с господами на общем языке. Дай мне волю, отправил бы госпожу Мелентьеву на сбор клубники куда-нибудь в Польшу, чтобы надсмотрщик с бичом объяснил бы ей, что такое гуманизм и каковы издержки бывают при увлечении классовым сознанием. Шучу, но в каждой шутке должны быть элементы понятного для слушателя шутки.
P.S. Либеральное сознание, безусловно, рабовладельческое. Это выболтали Пивоваров, при котором сгорел ИНИОН, и Навальный, говоря об обучении в Йелле. Суть логики Пивоварова - мы, вышестоящие, можем построить любой строй, хоть рабовладельческий, хоть феодальный, короче, любой. Это уже отношение к людям как к пластилину, то есть по сути как к рабам. Если посмотреть на вторжения в частную жизнь, то это тоже отношение к рабам. Свободный человек имеет право на личное мнение и личные нормы в частной жизни.