Уборка овощей и картофеля в Центральном Нечерноземье совсем не за горами, а те фермеры, что посадили и посеяли, понимают: убирать–то урожай некому. Ситуация может с точностью повторить 2020 год, когда из-за нехватки рабочих рук половину корнеплодов пришлось оставить на перегной в поле.
- Мне звонят из Узбекистана, спрашивают, сколько буду платить, - рассказывает фермер из Калужской области. - Меньше чем за 3 тысячи рублей в день работать не согласны. Где я возьму такие деньги?
Мигрантов в Центральном Нечерноземье нет, а на тамошних полях уже начинается экспериментальная копка овощей: картошки, морковки, свеклы — так сказать, для нашего борщевого набора. Урожай ожидается неплохой, только вот дойдет ли он до покупателя?
Ситуация такая: наши добровольные помощники из Средней Азии меньше чем за три тысячи рублей в день работать не соглашаются. А вообще, такса на предстоящую страду доходит и до 5 тысяч. Арифметика у сезонных рабочих простая и в какой-то степени убедительная.
Ситуация понятна, бери местных, плати им 2000 руб. в день, масса безработных. Плати регулярно, не обманывай. Но не хочется. При наших зарплатах очень многие возьмут отпуск, лишь бы хотя бы дней пятнадцать зарабатывать по две тысячи в день. Масса народа работает в Подмосковье посменно, месяц или два здесь, столько же дома сидят. Они тоже с радостью подработают рядом с домом.
Вопрос в том, зачем врут, будто рабочих найти не могут? Конечно, выбивают какие-то льготы, повышение закупочных цен, требуют субсидии. Вопрос в том, насколько можно врать в нашей стране хозяйствующему субъекту, кидать своих же сограждан с оплатой белым и черным налом, кормить нас баснями об отсутствии рабочих. Меры у нас не знают. В итоге получается странная картина - все безработные в России устроили забастовку и хотят больше, чем узбеки, то есть от 4 до 6 тысяч в день.