https://www.kp.ru/daily/28323.5/4466687/
В ноябре нынешнего года в Стамбуле должен пройти очередной 8-й саммит Тюркского совета, на котором название этой структуры может быть изменено на «Союз тюркских государств». И это не просто смена вывески, как можно подумать. А новый этап турецкой экспансии и попытка перехода в субрегиональные державы. Не зря на прошлом саммите в 2019 году президент Турции Реджеп Эрдоган заявил о том, что «его мечта - появление шести государств и одной нации». Кроме Турции речь идет об Азербайджане, Узбекистане, Казахстане, Киргизии и, возможно, Туркменистана в качестве наблюдателя.
Напомним, ранее эта концепция существовала в гораздо более усеченном виде – «два государства и одна нация», и речь шла о Турции и Азербайджане. Но сейчас прежняя концепция, можно сказать, уже почти реализована.Война в Нагорном Карабахе, в которой Турция, по сути, приняла участие на стороне Азербайджана, война победная упрочила союз Анкары и Баку. Одновременно эта победа подняла престиж Турции и лично Эрдогана в тюркском мире до невиданных в современной истории этих государств высот. В Турции увидели реальную силу. И Анкара старается не разочаровывать своих потенциальных союзников в Закавказье, Центральной Азии и на Ближнем Востоке. А они – ее.
В рамках проводимой единой концепции по заполнению постсоветского пространства политического вакуума в пику Китаю и России Кремль подвинулся в Закавказье, допустил разгром Армении и не допустил свержение Пашиняна. В рамках этой же концепции сейчас в Казахстане раскручиваются антирусские настроения, да в иных республиках тоже. Конструкт чем-то напоминает создание дружного польско-украинско-белорусского союза на базе антирусских настроений. В будущем тюркский вопрос предполагается оформить и распространить на территорию РФ.
Вопрос в том, что Турказерб удалось создать на основе антиармянского турецко-азербайджанского единства. Политика два государства один народ в силу ненависти к армянам оказалась сильнее суннито-шиитских противоречий. Окажется ли ненависть к России и русским сильнее киргизо-узбекских противоречий и элементарного факта национальных различий киргизов и казахов с турками и азербайджанцами? Вопрос ехидный и напрямую связан с тем, насколько неприязнь украинцев и белоруссов к русским окажется сильнее польско-украинских и белорусско-украинских противоречий? На бумаге всё получается неплохо, единый украинский народ под руководством Зеленского или иного клоуна ненавидит русских и в силу ненависти начинает испытывать глубокую любовь и уважение к полякам, подключаются змагары. Политика три государства один народ торжествует. А в Азии ненависть к русским заставляет ощущать казахов себя единым народом с турками и узбеками, азербайджанцами и даже якутами, на первых порах торжествует политика шесть государств один народ. Затем в РФ ощущения единым народом с турками и азербайджанцами захватывает иные народы, включая нетюркских чеченцев и ингушей. Нужен подыгрыш Кремля и четкое взаимодействие.
Вопрос в том, что по правилам игры Кремль не может ввести войска в Казахстан и страны Средней Азии и дать четкую команду - всем любить Турцию и Азербайджан, не то расстреливать будем. Сажать казахов за русофильство должна сама казахская власть, но не объяснять это любовью к туркам и азербайджанцам. Да, сажаем, а народ должен сам сообразить и закричать - Слава Эрдогану! Алиеву слава! Азербаджанцам надо на территории России сочетать богатство и привилегированность, чтобы вызывать зависть, и униженность, чтобы вызывать сочувствие. В рамках публицистики такое оформить несложно и галочку в отчетности поставить, в рамках живой жизни и конкуренции получается иначе - деньги, которые есть у азербайджанских лавочников, это деньги, которых нет у узбекских и казахских лавочников. Овощебазы в Москве, которые попали в руки азербайджанцев, это овощебазы, которые не попали в руки узбеков.
Казахстан уже удалось подключить к проекту на высоком, руководящем уровне. Уже одного казаха посадили на семь лет за русофильство, чтобы другим неповадно было. В будущем придет время новых, воспитательных посадок. Любовь к Турции будет популяризироваться в рамках казахского национализма. Но сопровождаться это будет целым рядом экономических проблем, поскольку чисто сырьевая концепция казахстанской экономики поддерживается столь же искусственным, вредным для развития способом, как и сырьевая концепция российской экономики.
Этноконструирование - штука жесткая, включает в себя войны вроде Донбасской и Карабахской, погромы вроде Сумгаитского и Душанбинского и, конечно, яростную идейную борьбу. Работы на постсоветском пространстве край немерянный.