kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

Капитан Алатристе - неудачный фильм с большими претензиями

Как-то не везет мне последнее время на удачные фильмы. Посмотрел Клинта Иствуда в Имя ему смерть (бледный всадник). Слабый фильм, можно быть великолепным актером, можно быть режиссером, но не ощущать, как надо делать сценарий. Казалось бы, нехитрое дело, но не дано претендующим на понимание, как надо делать фильмы. Капитан Алатристе - схожая проблема, только замах шире. Захотелось показать всё, поднять проблему падения Испании как великой державы, но есть у меня подозрение, что роман слабый, а фильм откровенно слабый. Связано это с ключевой ошибкой - желание показать очень много. Достойное желание, но для этого роман должен не содержать кое-какие натяжки, фильм тоже имеет право показать многое, но не быть нудным как сериал. Сериалы нас уже приучили, что это особое занятие, где зритель вынужден благосклонно прощать многие натяжки.

Важно, что в романе было сказано нечто неожиданное и актуальное для нашего понимания. Герой мало реалистичен, наемный убийца, заодно геройский солдат, борец за Великую Испанию, патриот из патриотов. Я не против того, чтобы наемный убийца был великим патриотом, да ещё служил в армии. Была же традиция - скройся в армии для бегства от преследований. Была традиция - послужил в армии, денег нет, стань наемным убийцей. С этим я по жизни сталкивался. Вопрос в другом - если ты отлично владеешь шпагой, убиваешь, чтобы жертв списали на случайные дуэли, то тебе важна физическая форма, а в армии ты её потеряешь. В армии недоедают, в армии не до постоянного фехтования, надо рыть траншеи для осады, надо стрелять из мушкета, совершать долгие марши, драться в доспехах. Сочетать одно с другим сложно. Столь же натянут его роман и великая любовь к актрисе, по совместительству проститутке. Но проститутка нужна, чтобы показать жизнь двора. Для культурной жизни нужна дружба с поэтом-диссидентом. Получается мешанина. В сериалах мешанина уместна, в романах и фильмах она требует особой взвешанности, из хаоса нужно создать логичную конструкцию.

Задумка весьма актуальна для настоящего времени. Автор показывает, что власть в Испании держалась не только на инквизиции, как методе террора, но и на системе тайных убийств, которые отнюдь не были тайной для населения. Недовольных просто убивали. Король или крупный гранд нанимали убийц и ликвидировали личных противников и противников системы. Система сочетания терроризма и инквизиции оказывалась эффективнее ставки только на инквизицию, где нужно возбуждать дело, брать показания, выносить приговор. Терроризм проще, нет доказательств, нет человека, нет проблемы.

Отсюда понятна проблема Фландрии для Испании. Воспитанные такой системой люди для общества, где существуют нормальные городские понятия самоуправления и понятия прав члена общества, просто дерьмо. Фландрия и Голландия восставали далеко не случайно. Никому не хочется подчиняться испорченным тиранией фрикам. Только автор как великий патриот Испании до этого не доходит. Ему совсем не интересно, почему добрые католики Фландрии не рвались в Америку, чтобы разбогатеть под властью тиранов-губернаторов в заморских колониях, а хотели иметь свои колонии со своими порядками. Проблема ненависти к католицизму и переход в простестантизм тоже не волнует. Надо признать, что тирания фриков раздражала. Зато для России это вопрос актуальный. Скажем, присылали из России в Среднюю Азию и на Кавказ добрых фриков, и русских-то они обижали чаще, чем местных, а любви не было и правильного подавления сопротивления не было. Тут можно сопоставить жестокость англичан и уважение к ним. Тираны, но не фрики. Фриков среди англичан всегда хватало, но они умели это скрывать. Снесут селение и скажут, что надо подчиняться. Не таков товарищ Буденный - снесет селение и речь толкнет о всеобщем братстве народов и единстве в борьбе против капитала. Или товарищ Фрунзе уничтожит русских крестьян в Средней Азии и толкнет речь о пролетарском гуманизме и любви к среднеазиатским народам. Народ не против, будет восставать позже, но пребывает пока в странной задумчивости.

Вопрос о сочетании терроризма с официальными политическими преследованиями ныне тоже актуален. Это таинственная гибель ученых, странные катастрофы, убивающие военных, гибель от заведомо вредного лечения. Модная ныне в мире тенденция - нет доказательств, нет арестов инквизиторами-спецслужбистами, нет человека, нет проблемы. Пропаганда в мире тоже странная - из всех делает фриков, любителей трансгендеров, садомазо и прочего. Пресловутый католицизм хотя бы предполагал как вариант создание семьи, труд крестьянина и ремесленника и обособление от мира фриков в стенах дома. Ныне хотят именно пройти сквозь стены дома и быть в каждой бочке затычкой. Те же англичане уже воспринимаются как фрики, а выражение британские ученые открыли стало нарицательным. Так и хочется сказать, что испанцы недаром наладили отношения с индейцами - индейцы с их культами жертвоприношений, пресловутыми ацтекскими ритуалами и ранней государственностью уже были фриками, а испанцы поэтому были понятны. Голландцы через протестантизм построили более нормальные отношения в собственном обществе, им в принципе не нужны были гигантские возможности Испанской империи ценой подчинения фрикам.

Автору такая глубина мысли претит, но в целом видно, что общество было ненормальным. Нищеброды испанских терций воевали за короля и отечество, а народ оставался нищим. В фильме есть великолепная фраза в стиле - у нас всегда народ был и будет бедным, поэтому важнее, что происходит наверху. Великая Испания в рваных сапогах покоряла Европу, которая не хотела ходить в рваных сапогах. Великий СССР в дешевой кирзе пытался доказать преимущества социализма народам Восточной Европы, которые мечтали в лакированных ботинках сесть в личные мерседесы. Смотришь фильм и возникает вопрос - зачем испанцам патриотизм? Зачем патриотизм солдат по прозвищу капитан Алатристе, если он основные деньги получает как наемный убийца? Умотал бы в Америку за золотом и поместьями. По крайней мере так поступили в те времена многие, это была одна из важнейших причин крушения европейского влияния Испании, но в фильме вопрос не разбирается. Зато разбирается вопрос контрабанды золота. Сам король организует нападение банды головорезов на судно контрабандистов для пополнения казны. Да, великий сюжет - бандитов выпускают из тюрем, чтобы выполнить дельце, которое уместнее поручить аналогу ОМОНа. Не знаю, как было в Испании с подобными спецоперациями, но дальше ехать некуда. Во власти не просто коррупционеры и интриганы, а самые настоящие фрики. Только они и автор этого не замечают.

Нелепо выглядит женская тема. Героине фильма продажные шлюхи. Великая любовь к ним непонятна. Слишком сильными и независимыми описаны герои, чтобы так переживать из-за шлюх. Это современный идеал феминизма. В реальности любовь сильного бандита и проститутки в виде зависимости бандита странна. Столь же странна гибель героев в битве при Рокруа. Они сдаваться не хотят, а реальные испанцы при Рокруа успешно сдавались и успешно бежали. Автор хотел показать величие испанского патриотизма. Дескать, не отсутствие патриотизма послужило причиной будущего краха. Смешнее только арест инквизицией поэта-инакомыслящего за жуткое по оппозиционности стихотворение - великий король, помоги бедным, обеспечь довольствие солдатам, мы все верны Вашему Величеству, все наши надежды только на Вас. Вы слышали об аресте автора песенки За нами Путин и Сталинград? Правильно, за такое не арестовывают, РПЦ анафеме не предает.

Не буду про всё, подведу итоги. Хочется посмотреть нормальный фильм, прочитать нормальное литературное произведение, а просто сумбурный источник размышлений на тему - в чем фильм неожиданно показывает аспекты реальности и заставляет подумать, в чем врет и допускает откровенные натяжки. Зрителя без должной исторической подготовки фильм оставит в лучшем случае в недоумении, в худшем заставит воспринимать всё некритически.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments