kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Category:

Происхождение кочевников


Происхождение кочевников

 

            Для появления кочевников нужны очень простые условия – охотники, кочуют, сталкиваются с земледельцами и заимствуют традицию разведения скота. Возникают кочевники быстро и спонтанно. Жили-были североамериканские индейцы. Столкнулись с европейскими фермерами. Одни фермеры их резали, другие дружили. Научились индейцы на лошадях ездить и стали кочевниками. Одна мелочь – те индейцы, которые до этого занимались земледелием, кочевниками не стали. Например, мексиканские индейцы выращивали кукурузу. Они по сей день любят лошадей. Но они не кочевники. Для скота не слишком много лугов надо, чтобы ради них кочевать. Нужно сперва иметь традицию кочевой жизни, чтобы от земледельцев позаимствовать только традицию разведения скота. Если кочевник переходит к оседлой жизни, то к кочевой он не возвращается или возвращается совсем в крайних случаях. Именно поэтому феодалы всегда выжимали из крестьян все соки, не боясь, что они станут кочевниками. Главное препятствие для перехода от оседлой к кочевой жизни – женщины. Женщинам не нужна слишком белковая пища. Почему тунгуски так тянулись к русским мужикам? Каша из моркови, мед, капуста, пиво и водочка – всё это для кочевников предметы роскоши. Если мы посмотрим на историю России, то увидим, что русские мужчины очень легко переходили к кочевой жизни, а женщины сопротивлялись. Например, казаки не имели право заниматься земледелием, а прибавлялись охотой, скотоводством и рыболовством. Это, чтобы не жалко было покинуть селения и перейти в другое место. У них были проблемы с женщинами. Приходилось после удачных набегов покупать себе жен на Руси у нищих слоев населения. Учтите, что казаки много воевали, формально у них должна была быть нехватка мужчин. Ан, нет, с пополнением мужчинами проблем не было, зато были проблемы с женщинами. Переход к кочевому образу жизни скотовода, если судить по американским индейцам, требовал не более пары десятилетий. Охотнику скотоводчество всегда открывало дополнительные возможности. На ряд животных легче охотиться, а, например, тушу медведя проще вывезти с места охоты. Вдоль больших водоемов рыболовы живут оседло, а кочуют вдоль небольших рек. На лошади легче передвигаться и везти улов к становищу. Если вы поедете на Карпаты или Кавказ, то увидите, что небольшое количество скота хозяев не напрягает, баранов, коз, коров пасут дети. То есть, для охотника потихоньку стать скотоводом не сложно, если случить мор скота, то всегда можно вернуться обратно к охоте и рыболовству. Кстати, монголы во времена Чингисхана рыболовством не брезговали. Запрет на рыболовство произошел позже. И опять-таки, женщины из семей охотников-кочевников не будут скучать по земледелию.

 

            Научиться скотоводству племенам будущих тюрков и монголов было у кого. Рядом хозяйствовали пресловутые арийские племена, которые успешно сочетали земледелие, скотоводство и обработку металлов. О контактах свидетельствую также захоронения, где белобрысые вожди похоронены рядом с рядовыми предками тюрков. Видимо, в те времена пресловутых арийцев уважали за навыки. Местные племена заимствовали традиции скотоводства,а кое-где даже земледелия и обработки металлов. И всё было тихо и мирно, пока пресловутые арийцы не изобрели стремена. Будущие ордынцы отнюдь не мешали до этого ни арийцам Синьцзяна, ни предкам китайцев. На боевых повозках тактика иная, им китайская пехота противостоять могла довольно эффективно. Серьезные упоминания о набегах относятся только к 4 веку до нашей эры, когда кочевники стали нападать на княжества. А до этого кочевники даже не шибко мешали земледельческому населению Маньчжурии. Там существовало некое государство Бохай, жили земледельцы.

 

            Мы знаем, что в 7 веке до нашей эры случилось нечто необычное – скифы вторглись в Малую Азию верхом. Скиф, стреляющий на скаку, тем более, развернувшись назад, это было нечто новое в ведении военных действий. Связано нововведение со стременами. Позднее изобретение седла позволило создать конницу с длинными пиками. Седло изобрели много позже, поэтому даже во времена Македонского тяжелые всадники спешивались. Причем, седло совершенствовалось не один век и привело к созданию рыцарской конницы. А скифское нововведение оценили сперва в степи. Первые последствия понятны – легче пасти скот и защищать его от волчьих стай. Дальнейшие последствия были ещё серьезнее. Кочевой образ жизни автоматически предполагал владение целом рядом навыков. Охота на волков требовала определенной организации. Охота на сурков позволяла разнообразить мясом молочную пищу, когда летом скот жалко резать на мясо. Система заготовки сухого творога и сухого молока впрок, заготовка топленого масла (хранили и по сей день хранят в кишках) дала пищу для долгих переходов. От скифов предки монголов также позаимствовали кожаные, из роговых пластин, деревянные и прочие виды лат, которые были легки, от ударов копий защищали не слишком хорошо, но помогали против стрел. У скифов уже был готовых тип конного воина с луком, который потом практически не менялся на протяжении более двух тысяч лет. Тактика ведения военных действий тоже позаимствована у скифов. Раз вторжение в Малую Азию запомнилось современникам в виде скифского воина, стреляющего назад, значит, тактика уже была разработана.

 

            Тактика кочевников была основана на использовании луков и использование возможностей, которые давал ветер. Например, если вы скачете, а вас преследуют, то преследующему сложнее. Ему ветер дует в лицо как и вам, но вы стреляете назад, а он вперед. То есть, ваш лук стреляет по ветру, а у противника против ветра. При правильной дистанции и одинаковых панцирях ваш лук пробьет панцирь противника, а его лук ваш панцирь не пробьет. Лошадь противника вы раните сильнее. Если вы воюете против пешего войска, то вы можете отступать, дождаться сильного ветра, зайти со стороны ветра и успешно расстрелять войско противника. Скорее всего, именно так разбили скифы войско персов. Отступали как бы заманивая, дожидались сильного ветра, подскакивали и начинали расстреливать пехотинцев. В итоге персам пришлось отступать. Аналогично воевали через несколько веков хунну против китайских войск. У китайских пехотинцев были отличные луки, но в «неправильную» погоду преимущество получали хунну. Особый козырь северных кочевников была война в зимних условиях. Конечно, крупная лошадь может позволить догнать кочевника на небольшой лошади, но это летом. Зимой крупная лошадь не может хорошо прокормить себя тебеневкой и сбивает копыта. Необходимо дополнительное снабжение кормами, большой обоз, а всё это делает тяжелую конницу малоподвижной. Летом же с помощью заводных лошадей кочевники могли уходить от боя и вымотать противника. То есть, кочевники могли использовать преимущество в количестве лошадей. Были и другие особенности ведения войн. Но главное в географическом положении кочевников. Они могли спокойно размножаться и воевать друг с другом, пока были слабы, поскольку их земли никому толком не были нужны. Пресловутые арийцы сочетали земледелие со скотоводством и не нуждались в монгольских степях, где часты неурожаи, бывает падеж скота и прочие напасти.

 

            Кстати, об арийцах. Кроме археологических находок интересны статуи святых в Тибете и Индии. В Индии белый цвет кожи почитался, а серые глаза считались признаком нездоровья. В Тибете и даже в Лаосе часто у статуй святых делают монголоидные лица, а глаза серые. Это явный признак, что арии на пути в Индию контактировали с кареглазыми племенами, а с монголоидными племенами соседили непосредственно. Видимо, они больше жили рядом с предками тюрок, поэтому тюркские племена размножились быстрее, то есть обеспечили себе сытую жизнь за счет скотоводства, и, только после того, как тюрки уже занялись геноцидом арийцев, а поток инноваций прекратился, монголы начали тюрок одолевать.

 

            Для понимания разницы в психологии разных народов давайте посмотрим на разницу в отношении к животным. У русских существует традиция называть лошадей именами. У киргизов лошадям в табуне имена не дают, только избранным скакунам. Лошадь называется просто лошадью – источник мяса и приспособление для езды. У русских лошадей едят в крайнем случае. Лошадь – друг человека, есть неудобно. У киргизов это нормальная практика. Постарел твой друг – съешь друга. По этой же причине у русских неудобно есть собак. Друг всё-таки. У восточных людей несколько иначе, да и собак часто не кормят, вынуждая их питаться человеческим калом. Незнающим эту пикантную подробность рекомендую съездить в Тибет и полюбоваться. Все эти культурные различия помогли сформировать общество нового для того времени типа – орду.

 

Орда это социальное неравенство. В Тайной истории монголов прямо пишется, что есть низшие народы, то есть предпочитающие жить без начальства, и высшие народы, всегда желающие иметь ханов и прочее начальство. В этом монголы не уступают своим цивилизованным соседям китайцам и цивилизованным народам Запада. Интересно, что к низшим существам Тайная история монголов относит ряд племен Бурятии, которые не желали расстаться с племенной демократией, а ряд племен, включая племя Чингисхана, который, кстати родом из района Бурятии на границе с Монголией, были очень цивилизованны. Почти как на Руси, где достойные жители Киева, Владимира или Москвы противостояли недостойным новгородцам, псковичам, казакам и прочим русским, предпочитавшим выборную систему управления. Так что, походы ушкуйников на Золотую орду или Ермака в Сибирь были примерами торжества косного, отсталого, антигосударственного начала над прогрессивным и ордынским. Со стороны вам может показаться, что я издеваюсь, но с точки зрения властей Польши и Москвы всё верно. Достаточно посмотреть, как они высоко превозносили разных ордынских вождей и мелких вождиков после своих побед над ними.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments